Сегодня, наблюдая олимпийские соревнования по спортивной ходьбе, подумал...
Спортсмены ходят по кругу, очень небольшому. С периодичностью 2-3 минуты одни и те же окрестности. Понятно, что такой круг не может быть идеально ровным по вертикальному профилю. Но при этом в дисциплине имеется мировой рекорд. По опыту поездок в горы (там поездку из Ташкента в долину и назад, или из Ташкента на Чарвак и назад, можно считать поездкой по кругу с точки зрения перепадов высот) знаю, что с подъемами и спусками средний расход топлива при прочих равных получается меньше (!), чем при поездке теми же темпами в Самарканд (перепады высот намного меньше, Джизакский перевал игнорируем, можно сказать, что дорога плоская). То есть, на спуске топлива экономится намного больше, чем перетрачивается на подъеме.
В связи с этим задумался, какой вертикальный профиль кругового маршрута является оптимальным для обновления мирового рекорда, то есть с точки зрения расхода энергии пешехода, машины, велосипеда и прочих? Если с подъемом и спуском - то до каких пределов (уклона и продолжительности) можно сэкономить, и где выигрыш сводится к нулю и начинается перерасход сил...
|