Evgeniy Sklyarevskiy
10.10.2010, 00:40
Я тут разродился очередной статьей, теперь про космический парусник (http://kompot.soneta.ru/Poletim-li-v-kosmos-pod-parusami). Оказывается, с ним связан целый ряд вопросов-головоломок и физических парадоксов. Вот цитата для затравки:
В древние доинтернетовские времена, еще на Бейсике, писал программу для управления солнечным парусником. На него действует сила притяжения Солнца и сила давления ветра, направленная нормально к плоскости паруса. Предположим, что сила давления на парус, расположенный перпендикулярно к ветру, вдвое больше силы тяжести и эта пропорция не зависит от расстояния от Солнца. Меняя угол паруса надо было добраться в заданную точку пространства. Задача не из легких… сродни виндсерфингу…
Под каким углом надо держать парус, если хотим двигаться по круговой орбите на постоянном расстоянии от Солнца? Будем считать, что при движении по радиусу от Солнца этот угол равен нулю. Под каким углом надо держать парус, если хотим двигаться под 45 градусов к направлению от центра Солнца? А под 45 градусов по направлению к Солнцу? По какой траектории будет двигаться парусник в обоих этих случаях?
И один из главных вопросов управления парусником: как маневрировать? Как поворачивать парус в пространстве - ведь нет точки опоры? Согласно закону сохранения импульса (суммарного момента инерции), корпус, в котором укреплен парус, повернется в противоположную сторону. Можно также было предположить соорудить большую раму со множеством мелких поворачивающихся в ней пластин, но размельчив парус мы не уйдем от проблемы - вся рама будет поворачиваться в противоположную сторону. Если масса рамы намного больше массы паруса (или имеет больший момент инерции), то поворот рамы несложно будет компенсировать дополнительным поворотом паруса - но придется «возить» на паруснике эту дополнительную массу, что напрочь перечеркнет преимущества парусного транспорта. Если масса рамы не намного больше (или равна) массе паруса, то этот дополнительный доворот паруса будет иметь ощутимые значения, может, даже придется провернуть парус вокруг своей оси. Хотя, есть идея (только что придумал, надо бы запатентовать что ли?) - разнести в пространстве конструкцию так, чтобы центр масс ее был как можно дальше от паруса, тогда поворот паруса будет сопровождаться незначительным поворотом рамы-конструкции в обратную сторону.
Корректно ли сравнением с виндсерфингом? Вытаскивая парус из воды, мы направляем его по ветру и относительно него ногами выставляем лодку в нужном направлении. И потом уже начинаем поворачивать парус, упираясь ногами. Но обо что опереться в космосе? Выставить парус по ветру можно только стоя на лодке в неподвижной воде - опять напрашивается «инерционная опора», или снова лишняя масса корабля.
Это лишь малая часть парадоксов и открытий, которые навеял парус. Прошу присоединяться к полетам во сне и в полусне :-0)
В древние доинтернетовские времена, еще на Бейсике, писал программу для управления солнечным парусником. На него действует сила притяжения Солнца и сила давления ветра, направленная нормально к плоскости паруса. Предположим, что сила давления на парус, расположенный перпендикулярно к ветру, вдвое больше силы тяжести и эта пропорция не зависит от расстояния от Солнца. Меняя угол паруса надо было добраться в заданную точку пространства. Задача не из легких… сродни виндсерфингу…
Под каким углом надо держать парус, если хотим двигаться по круговой орбите на постоянном расстоянии от Солнца? Будем считать, что при движении по радиусу от Солнца этот угол равен нулю. Под каким углом надо держать парус, если хотим двигаться под 45 градусов к направлению от центра Солнца? А под 45 градусов по направлению к Солнцу? По какой траектории будет двигаться парусник в обоих этих случаях?
И один из главных вопросов управления парусником: как маневрировать? Как поворачивать парус в пространстве - ведь нет точки опоры? Согласно закону сохранения импульса (суммарного момента инерции), корпус, в котором укреплен парус, повернется в противоположную сторону. Можно также было предположить соорудить большую раму со множеством мелких поворачивающихся в ней пластин, но размельчив парус мы не уйдем от проблемы - вся рама будет поворачиваться в противоположную сторону. Если масса рамы намного больше массы паруса (или имеет больший момент инерции), то поворот рамы несложно будет компенсировать дополнительным поворотом паруса - но придется «возить» на паруснике эту дополнительную массу, что напрочь перечеркнет преимущества парусного транспорта. Если масса рамы не намного больше (или равна) массе паруса, то этот дополнительный доворот паруса будет иметь ощутимые значения, может, даже придется провернуть парус вокруг своей оси. Хотя, есть идея (только что придумал, надо бы запатентовать что ли?) - разнести в пространстве конструкцию так, чтобы центр масс ее был как можно дальше от паруса, тогда поворот паруса будет сопровождаться незначительным поворотом рамы-конструкции в обратную сторону.
Корректно ли сравнением с виндсерфингом? Вытаскивая парус из воды, мы направляем его по ветру и относительно него ногами выставляем лодку в нужном направлении. И потом уже начинаем поворачивать парус, упираясь ногами. Но обо что опереться в космосе? Выставить парус по ветру можно только стоя на лодке в неподвижной воде - опять напрашивается «инерционная опора», или снова лишняя масса корабля.
Это лишь малая часть парадоксов и открытий, которые навеял парус. Прошу присоединяться к полетам во сне и в полусне :-0)