![]() |
О перспективах и препятствиях развития смс-платежей в Узбекистане
В статье отвечаю на следующие вопросы:
1. Каковы предпосылки для развития электронной коммерции в Узбекистане. 2. Что мешает началу ускоренного развития электронной коммерции в Республике. 3. В Узбекистане в этом году запущена платежная система SMS To’lov, в чем ее недостатки и преимущества. 4. Какие примеры из опыта зарубежных стран, по вашему мнению, подойдут для нашей страны. 5. Какой должна быть система электронных платежей. |
Цитата:
Хотел бы добавить лишь 2 момента, с точки зрения банкиров, которые сильно сдерживают развитие «он-лайн банкинга»: 1) законодательство на сегодняшний день четко не описывает ситуации, когда можно открывать счета дистанционно. Инструкция ЦБ 1948 гласит, что клиенты (физ.лицо и/или юр.лицо) должны самолично представлять документы в банк, за исключением случаев предусмотренных законодательством...Что это за случаи, х.з. Отсюда невозможность стать клиентом/пользователем банка/узбекской финансовой услуги, не отходя от компа 2) в местном законодательстве на сегодняшний день нет никакого определения "виртуальных/электронных денег", что предполагает обязательность ведения счетов в реальных сумах/долларах на банковских счетах! А это, в свою очередь, затрагивает другой, даже более важный, чем вышеперечисленные 2 вопрос – недоверие населения к банкам/банковскими услугам в целом, как следствие дискредитации этой отрасли в результате отмены советских денег и непрекращающегося обесценивания новой национальной валюты. 4. Какие примеры из опыта зарубежных стран, по вашему мнению, подойдут для нашей страны?...мое личное мнение, что, увы, никакие не подойдут! у нас развитая банковская инфраструктура (количество филиалов и минибанков), но отсутствует заинтересованность самих банков в розничном бизнесе (кроме денежных валютных переводов). Без совершенствования законодательства ожидать повышения активности в этом сегменте банковских/финансовых услуг и не стоит. Извечный вопрос интеллигенции: что делать и кто виноват?... на вопрос "кто виноват?" ответить не берусь, а вот по поводу "что делать" пофантазирую легко. 1) провести индексацию по вкладам населения, хранившимся в сберкассах Сбербанка УзССР, исходя из опыта, хотя бы, стран СНГ. В Армении, например, 1000 советских рублей была индексирована к 200 долларам США (по курсу того дня). А у нас к 1 суму. 2) внести поправку в инструкцию ЦБ 1948 (iii), и разрешить дистанционно открывать счета с последующей верификацией предоставленных копий документов из баз данных, утвержденных для таких целей - напр. БД операторов сотовой связи. Другой способ получить копии оригиналов - заказная почта или отделения Почты (соответствующее Агентство должно быть заинтересовано в этом доп.бизнесе и ратовать за него). 3) внести предложение в существующие Центры обработки платежных данных - UzKartа или ЦБ, о необходимости их настройки для интернет-платежей со всеми вытекающими отсюда программными и аппаратно-техническими совершенствованиями/дополнениями. 4) в налоговом законодательстве можно, в общем-то, ничего не менять. ЧП-ники и так имеют особый статус в нем....но, поскольку, платежи в электронной коммерции предполагают бОльшую прозрачность - отменить какие либо требования по фискально-чековой отчетности для веб-торговцев...при этом важно, чтобы не отменяли существующий режим ИТД хотя бы на ближайшие 5-10 лет, чтоб люди научились торговать/оказывать услуги он-лайн 5) в таможенном законодательстве - поднять ограничение на беспошлинный импорт товаров с 1000 долларов хотя бы до 3000. С сопредельными странами с 10 долларов хотя бы до 1000. 6) разрешить конверсионные операции в виртуальном режиме...это, скорее всего, измение в Положении об обменных пунктах и, возмжожно, введение в Законодательство понятия "электронные деньги" и "электронные чеки на предъявителя", и наконец: 7) на надо создавать никакие специальные рабочие группы. нужно просто тупо снимать вопросы 1 за другим, и позволить людям и банкам/платежным системам и т.д. сотрудничать так, как им удобно! При этом государство выполняет роль гаранта законности таких взаимоотношений и устраняет те уже устаревшие ограничения, которые влияют на качество и масштаб таких взаимоотношений. |
Сергей, а в данной ветке возможно обсуждение развитие электронных платежных систем у нас в Узбекистане? Или именно смс-платежи?
|
Цитата:
Платежи через интернет возможно организовать уже сейчас. Для этого можно использовать американские и российские платежные шлюзы, такие как: PayPal Payflow Pro и Assist. Правда, платить сможет совсем незначительная часть населения, которая открыла в местных или зарубежных банках валютные карты. |
у нас будет как всегда
|
Цитата:
То есть развитию подобных систем мешает еще и вопросы взаимодействия с конечными поставщиками услуг и товаров. Я допускаю, что монополия Пайнета-это защита от всевозможных махинаций с наличностью. Но если пополнение кошелька пользователя идет в безналичной форме, то шлюз Пайнета в принципе-лишний процент при оплате и т.д. Еще пример: Ресурс pin.uz недавно мелькал на торге в категории "продажа готового бизнеса", цена была вроде 1500 у.е. Опять таки по слухам приобрести по безналичному расчету карты оплаты ОПСОСов можно только у кого...? Правильно у Пайнета. Возможно я ошибаюсь, опровергните пожалуйста,если это так. |
Цитата:
Моя основная мысль заключается в том, чтобы использовать по-максимуму то, что уже сейчас есть в руках покупателей и продавцов. Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
В комментарии к статье писал: «Тут я как раз против «виртуальных денег» (и, соответственно, суррогатов типа WebMoney). Такие инструменты появились на заре развития электронной коммерции в России, чтобы решить проблему с отсутствием у населения банковских карт и с несовершенством законодательства. Деньги должны быть в банке (в местной или зарубежной валюте), а не на неком виртуальном счету посредника. Вопрос в том при помощи каких инструментов и как ими можно распоряжаться. Учитывая особенности текущей ситуации в Узбекистане, населению будет удобно управлять своими счетами через смс: перебрасывать друг другу деньги, оплачивать покупки в магазинах, пополнять счет мобильного телефона.» То есть я предлагаю оставить открытие банковских счетов и их пополнение так как это сейчас есть, теми способами, которые уже сейчас доступны. У продавцов уже есть счета в банках, у покупателей тоже, они уже как-то их пополняют или кто-то им туда зачисляет деньги (за товары или зарплату). Важно дать возможность управлять счетами через мобильные телефоны. |
Цитата:
«Как вариант. Для того, чтобы оплатить выставленный продавцом счет достаточно отправить по смс: 1. сумму, 2. личный цифровой код (аналог номера кредитной карты) и 3. номер выставленного продавцом счета. Это похоже на то, как работает Eko. В Узбекистане, как написал автор одного комментария в статье, использование ЭЦП для электронных платежей обязательно. Возможно, что (без изменения законодательства) получится привязать ЭЦП к номеру мобильного телефона.» Речь идет об управлении банковским счетом, а не неким промежуточным «виртуальным счетом» посредника типа WebMoney. Сотовый оператор будет выполять только техническую роль, мой счет у сотового оператора тут не при чем. |
Цитата:
Цитата:
Есть такая книга "Электронные деньги и мобильные платежи. Энциклопедия" там все эти нюансы подробно расписаны. Поэтому не важно как пользователи будут платить, посредством смс или "виртуальной валютой"-спрос сам решит кому жить а кому нет =) Главное чтобы было интенсивное движение по счетам. Пластик в нынешнем виде именно у нас не основной доход банка-отсюда и такое невнимательное отношение к онному и электронным платежам в частности. Я же хочу обратить внимание, что развитию электронных платежей у нас мешает сложившаяся обстановка. Какая, указал в предыдущем посте. |
Цитата:
2. Все эти «кошельки» — это не решение проблемы, такой «костыль» не получит широкого распространения, поскольку, требует от покупателей ряда дополнительных шагов по постоянному перебросу денег с одного счета на другой. Не нужно никуда ничего перебрасывать, нужно использовать самые обычные банковские счета и, кстати, SMS To’lov это уже сделал, и это, надо сказать, и есть их основной вклад в развитие электронной коммерции. Сейчас важно решить вопрос с более удобным (доступным большой части населения) инструментом для управления счетом. Смс для этого подходит как нельзя лучше. |
Цитата:
|
Цитата:
Попробую спросить по другому. Предположим создается еще одна компания создавшее приложение для осуществление платежей посредством смс. Договорились они с банком\ми о управлении счетами пользователей и т.д. Тут появляется необходимость в создании сети поставщиков товаров и услуг-а это операторы сотовой связи, провайдеры и т.д. Приходят они к оператору мобильной связи и говорят. -мы такие замечательные бла-бла-бла, хотим на вас деньги ложить (с) Провайдер отвечает -нет, доступ к нашему биллингу мы вам не дадим, обращайтесь в Пайнет. А это уже минимум 2 процента вроде. Это конечно все слухи, а может и нет. То есть я хочу сказать что проблемы развития электронных платежей в Узбекистане не только в каком виде реализована система платежей, а скорее больше в препятствиях при создании и функционировании онных. |
Цитата:
NFC не внедрить без сотрудничества а) сотовых операторов и б) ТСП. Для них расходы будут в первую очередь: на сим-карты у первых, и POS терминалы у вторых. Эти эксперименты, кстати заметить, еще только проходят в развитых странах даже....так что, передовые они не только для Узбекистана. но как я уже отмечал, без тесного конгломерата опсосов/интернет-провайдеров, банков (как депозитория средств клиентов) и торгово-сервисных предприятий продвинуться в этом направлении ну очень проблематично....а сподвигнуть этот первый шаг могут уже упоминавшиеся поправки в законодательстве. статься хорошая, Сергей! есть совет по дополнению...посоветуйся с самаркандбанковским Умидом Рахимбаевым. он недавно принимал участие в рабочей видеоконференции по вопросам развития ИКТ в Узбекистане. Среди участников был представитель той самой микрокредитной/платежной системы из Индии...может че расскажет, добавит. |
Цитата:
Ибо разница в 2 процента для многих пользователей критична настолько что они готовы оплачивать мобильники в офисе ОПСОСа. Соответственно если система не хочет работать в убыток то для конечного пользователя процент будет еще больше. Так что без решения эти проблем любые системы оплаты на любых принципах будут нерентабельны в принципе. |
Цитата:
Никакого доступа к билингу оператора, «Пэйнета» или любого другого посредника не нужно. Цитата:
2. У продавцов нет устройств с NFC Это не только дорого, но и долго. Цитата:
Цитата:
|
Сергей, ты не дочитал, наверное, мое сообщение до конца.
1. Покупателям не нужны устройства с NFC! это не устройства даже, а другой вид сим-карт с антенной!. 2. У продавцов нет устройств с NFC - такие устройства мало чем отличаются от обычных торговых терминалов. разве что той же самой принимающей/передающей антенной. Да и не так уж и дорого стоит такую систему наладить, если владельцы "Караван Групп", например, уже закупают такое оборудование для своей сети. Просто, как было уже высказано, массовость такого формата взаимодействия покупателя с продавцом пока не вызывает особого энтузиазма ни у тех, ни у других. Без однозначного и одноправленного понимания выгод и удобств для 1) опсосов, 2) банков и 3) ТСП - внедрение новых технологий мобильных платежей в Узбекистан бесперспективно. Нужен пилотный проект наподобие того, что VISA проводит в Испании. Где-то в интернете есть статья про этом. |
Цитата:
И все это головняк для ОПСОСа, хотя может быть они бы и давали доступ к биллингу, но есть Пайнет... Сергей, вы хотите обсудить общую стратегию или реальные проблемы внедрения? |
Цитата:
Эльбек, я за внедрение новых технологий (NFC в том числе), но при этом и за то, чтобы максимально быстро запустить инструменты для электронной коммерции, а с NFC — в Узбекистане — это невозможно. Цитата:
|
Схема: Ваш банковский счет > платежный шлюз (не виртуальный счет), которым покупатель управляет через смс > продавец (например: сотовый оператор, магазин за углом, интернет-магазин…)
Цитата:
|
Цитата:
Насчет СМС-платежей я даже не возражал/аю. Это и проще и быстрее, и, главное, дешевле! Есть аспект информационной безопасности, которая муссируется банками...но, по идее, все что идет через мобильник, по-любому, предусматривает доступ для третьей стороны - ОпСоСа. Надо просто грамотно составлять Договора Взаимного Сотрудничества и Конфиденциальности, чтобы избежать возможных обвинений со стороны клиентов..как банковских, так и опсосовских. Вот Азиз-аку Рахимова, которого я тут заметил в эфире, давай спросим... заинтересованы ли опсосы в такого рода сотрудничестве с банками или платежными системами? Какие есть ограничения для них, сдерживающие углубление таких форм взаимодействия?...может опсосы самостоятельно хотят продвигаться в таких направлениях? кто знает? |
Цитата:
но когда ты говоришь об объемах транзакций и доходах, то, боюсь, тут надо думать кто и сколько за это должен платить..клиенты? банки?...в нынешних карточных проектах, если ты знаешь, платят за услуги только банки и ТСП. Физ.лицам-клиентам наши сумовые карты и все транзакции по ним "достаются" бесплатно. ..ну это я так. к сведению. есть еще и реальное опасение (поэтому ранее сказал "не позволят") , что ЦБ может наложить вето на данный вид процессинга, ссылаясь на его "избыточность" для нашего рынка. без админ.ресурса продавить такой проект в Узбекистане, имхо, нереально. |
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
Чтобы ее исключить необходимо, чтобы деньги продавцам передавал шлюз (компания, которой принадлежит шлюз), а не банк. У шлюза должен быть специальный счет для оплаты продавцам. В дневное время (5 дней в неделю) шлюз будет производить расчеты с банком, получать от банка деньги за услуги и продукты оплаченные за предыдущий день. |
Цитата:
подключение (банка ли, платежной системы ли) к биллингу ОСС, ISP и других возможных ТСП подразумевает передачу информации/исполнение задачи по согласованным протоколам (форматам передачи данным) в режиме он-лайн. Т.е. данные о переводе средств с банковского/или другого депозитного счета (включая средства в платежной системе типа яндекс деньги, вебмани и т.д.) клиента автоматом попадают на точку доступа и затем абонентский счет клиента сотовой (или другой сервисной) компании! Финансовый же поток между банками/платежными системами и ТСП идет отдельно. Круглосуточности потока тут может и не быть, но это не влияет никак на исполнение задач, связанных с пополнением аб.счетов... Другое дело, если платеж адресован ТСП, у которого нет биллинга. Тут да, ограничение платежного(банковского) дня 09.00-17.00 создает почти непреодолимое препятствие для проведения межбанковского платежа...но не не внутрибанковского! Вот тут наличие над-банковского единого процессинга просто таки MUST для развития он-лайн расчетов! |
Цитата:
Оффтоп: Сергей, такое ощущение, что вы не статью читали, а отдельные буквы в ней. |
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Оффтоп: угу, статью не читал, но |
Цитата:
средне-мелкие банки всегда смогут объединить свои внутренние платежные системы/интернет-модули.... было бы только благословение на то ЦБ! придраться могут к чему угодно - безопасность, Постан-е 2023 и т.д. Поэтому еще раз повторюсь, не решение должно быть централизованное, а подход к вопросу однозначным!...либо "да", либо "нет". Пока же как собака не сене, ейАллаху |
Цитата:
кстати, неплохо бы упомянуть было в статье про инициативы, которые в Узбекистане были, но, почему-то :naughty: не состоялись...е-кармон, веб-мани.уз и т.д. |
Как я себе представляю:
Сейчас при оплате телефона безналом, имхо бухгалтер ОССа вручную разносит полученные деньги по счетам пользователей. Иначе как объяснить что деньги на счет зачастую зачисляются на след. день после оплаты. Да и разобраться автоматически в деталях платежа очень сложно-все пишут по разному в деталях платежа. Пайнет в нынешнем виде перед ОССами работает "в долг", так как в реальности деньги с депозита Пайнет списываются на счет ОСС во время "банковского дня" то есть 9.00-17.00 вроде и с понедельника по пятницу. Нынешняя монополия Пайнет диктуется якобы борьбой с злоупотреблениями в сфере обналичивания денег. Пусть так, если экономика так сильно зависит от нала. Любая платежная система основанная на любом принципе должна получить доступ к биллингу ОССа, чтобы оперативно осуществлять платежи. И точно также "работать в долг" с ОСС-ибо "банковский день" у нас ограничен. То есть любая система платежей в настоящее время должна как минимум иметь доступ к биллингу ОССа-как к самому востребованому платежу. Можно конечно работать через жлюз Пайнета-но, в таком случае система получается неконкурентоспособной. |
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
1. Не использовали ту инфраструктуру, которая уже есть 2. Заставляли людей «подниматься со своих кресел» и не давали возможности использовать то, что у них уже есть 3. Не были удобными Вопросы в никуда: 1. У меня небольшой бизнес по пошиву современной одежды с национальным колоритом в каком-нибудь областном поселении, как мне начать продавать жителям центральных городов то, что я произвожу не покидая пределов своего поселения? Бегать с бумажками по банкам за каждым микроплатежом? 2. У меня есть сумовой счет в банке, как мне из дома оплатить услуги (ну, к примеру, перевода на корейский) компании, которая находится на другом конце страны? Ну нет у меня в поселении переводчиков на корейский. 3. Нет времени кататься в кассы за ж/д билетами, как мне их купить не выходя из дома (и желательно в вечернее время, когда у меня на это есть время)? 4. Как мне забронировать коттедж в горах и не пытаться найти представителя хозяина в Ташкенте, чтобы передать ему залог наличными? Создание виртуальных розничных точек (для продавцов) и возможности оплаты для потребителей должны быть доступны максимально широкой аудитории. В идеале нужно, чтобы продавцы и покупатели уже были по умолчанию подключены к такой системе, ну или хотя-бы, чтобы на подключение понадобилась одна поездка в банк. После подключения не должно быть никаких мотаний для пебрасывания денег, покупки дополнительных гаджетов, установки и настройки всяческого ненужного софта, ну и так далее по списку. Максимально простая схема, чтобы всем было понятно как мне сейчас (с учетом обсуждений) видится система — http://dl.dropbox.com/u/3569957/uz-payment-gateway.png Приоритет — это максимальная простота для покупателя и продавца. Вся сложность (как техническая, так и юридическая) должна быть в отношениях между шлюзом и каждым банком. Проблема всех этих «кошельков» в том, что они всю сложность перекладывали на покупателей и продавцов, оттого и сдулись. |
Цитата:
-Принимали наличными в своих точках, для пополнения кошельков пользователей =) А идея была хорошая. |
Цитата:
На сегодняшний день Пайнет (владельцем которого де-юре является Халк банк - монстр на нашем рынке) в состоянии пролоббировать почти любое Положение, которое будет сильно и негативно влиять на любые возможные инициативы в этом направлении. Ну даже допустим появится такой шлюз, ту главную причину, сдерживающую рост безналичных транзакций - а именно, почти нулевое доверие к банкам - без гос.вмешательства не устранить никак! 30 лет (одно поколение) должно пройти, чтобы люди снова начали нести свои сбережения в банк. Не в последнюю очередь из-за этой ситуации прав-во и ввело пластик, чтоб хоть как-то перевести ресурсы в правовое поле (не намекаю, что хранить деньги дома нелегально, но теневой рынок наличных оборотов у нас огромаднейший). И сейчас когда властьимущие наконец решились перейти на он-лайн процессинг по карточкам есть шанс, что объемы веб-коммерческих транзакций будут расти. Поднятая тобой тема очень и очень актуальна. Узбекистан по многим параметрам уже созрел для полновесной "атаки" на эту нишу торгово-потребительских отношений. Мы просто по инерции опять хотим подождать/присмотреться...в то время как другие экономики набирают ход через создание прогрессивных/альтернативных каналов сбыта товаров и услуг. (недавно прочитал в статье, что пилотный проект Square по мобильным платежам в сети Starbucks в США уже имеет ежедневный оборот (!) 10 млн. долларов! в июле эта цифра была не выше 5 млн. в день! Народ быстро привыкает к хорошему... нужно просто не бояться и собравшись духом/и силами начать делать то, что окупится может и не быстро, но однозначно....при условии, конечно, что государство будет хорошо разбираться в нюансах, и не будет ситуации когда левая рука не знает, что делает правая..т.е. заявляются мероприятия по совершенствованию электронных платежных систем, внедрении он-лайн банковских услугах с одной стороны, а с другой принимаются Положения, создающие идеальные условия для существования неестественной монополии, основной смысл которой заключается в сборе наличности.. |
Текущее время: 12:13. Часовой пояс GMT +5. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.5
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
OOO «Единый интегратор UZINFOCOM»