Nigora Umarova
25.04.2008, 10:21
“Детки в “Сетке”. (http://www.turkiston.uz/201)
Давайте сделаем все возможное, чтобы в истории с таким названием был только счастливый финал!
Если раньше после уроков Саша мчался на улицу к друзьям, то теперь маме приходилось чуть ли не насильно отправлять его погулять
Все свободное время подросток проводил перед экраном компьютера. Играл в игры, общался в чате, где “зависали” многие его одноклассники. Долгое время родители думали, что этим круг виртуальных интересов сына и ограничивается. Пока однажды старший брат не нашел в компьютере хорошо запрятанную папку с фотографиями откровенного содержания. Выяснилось, что “клубничкой” 12-летнего подростка снабжал виртуальный “друг”. Саша с ним познакомился в чате. После этого родители запретили сыну вообще подключаться к Сети. Но вряд ли это поможет: ведь рядом с домом, где живет Саша, расположено несколько интернет-кафе…
Хочу сказку! Электронную...
Интернет сам по себе – не плохой и не хороший. Он разный. “Черную” или “белую” окраску Всемирная паутина принимает в зависимости от того, какого рода информацию ищет человек и какие потребности стремится удовлетворить (интеллектуальные или те, что “пониже”). Но если взрослые сознательно формируют свои интернет-запросы, то дети “всеядны” и доверчивы. Поэтому важно с самого начала учить маленького человечка правильно жить и общаться в виртуальном пространстве.
– Первые шаги в Интернете ребенок должен делать вместе с родителями, – говорит психолог Гульзода Рахимова. – Составьте список сайтов, которые будут ему интересны и одновременно послужат развитию. Это могут быть сказки, мультфильмы, развивающие игры, онлайн-энциклопедии. Важно, чтобы, помимо компьютера, в жизни ребенка были и другие увлечения: спорт, общение с друзьями, любимый домашний питомец. Да и сама возможность работать в Интернете не должна становиться чем-то сверхъестественным: быть наградой за хорошее поведение или отметку. Это поможет избежать интернет-зависимости и сформирует правильное отношение к Сети как к инструменту познания окружающего мира, а не его “заменителю”.
Проблема Интернета – острая нехватка качественных и действительно интересных ресурсов для детей. Среди отечественных проектов можно выделить блог “Сказочная страна” (skazka.uz), где собраны сказки, песни и аудиокниги для детей в mp3-формате. На сайте Межшкольного ресурсного центра www.edunet.uz есть каталог сайтов, созданных учителями Узбекистана. Здесь школьники могут найти информацию по разным предметам – от литературы до информатики. А вот на сайт www.vseznayka.edunet.uz будет интересно заглянуть и самым маленьким юзерам: здесь собраны раскраски, сказки, игры, загадки.
Из “забугорных” ресурсов можно порекомендовать детские порталы detgazeta.ru, comics.ru, solnet.ee, klepa.ru, vkids.km.ru, raskraska.ru. Еще один интересный проект, адаптированный для детей младшего школьного возраста и их родителей, называется “Тырнет – детский Интернет” (www.tirnet.ru). Портал содержит несколько разделов: игровая комната, детское интернет-радио, полезные статьи, форум с участием экспертов. Здесь собраны лучшие игры и обучающие программы, в которых нет сцен насилия, кровавых иллюстраций и обнаженной натуры. Дети и сами могут попробовать создать компьютерную игрушку в “мастерской Тырнета”.
Техника без опасности
Чем старше становится ребенок, тем активнее он осваивает просторы Интернета. Чаты, форумы, интернет-дневники, социальные сети, e-mail – Всемирная паутина открывает безграничные возможности для общения, поиска новых друзей. Но одновременно делает ребенка уязвимым для недоброкачественной информации, повышенного интереса мошенников и прочих “темных личностей”.
Как показывает мировая статистика, 44 процента детей, регулярно использующих Интернет, хоть один раз подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении. 14,5 процента несовершеннолетних назначали встречи с незнакомцами через Интернет. 19 процентов подростков иногда посещают порносайты, 9 – делают это регулярно.
Существуют различные программы, блокирующие сайты нежелательного содержания: фильтры, межсетевые экраны, антивирусы. Но ни одно из этих средств не способно полностью защитить компьютер. Поэтому родители должны научить ребенка правилам безопасности в Сети: пользоваться “никами” (виртуальными именами) вместо настоящего ФИО; избегать общения с незнакомцами; не открывать электронные послания от неизвестных людей; проверять на вирусы все внешние носители информации и так далее. Именно чтение “подозрительных” писем, посещение сайтов сомнительного содержания, использование “зараженных” дисков чаще всего приводят к взлому компьютеров. В прошлом году в Узбекистане 70 процентов всех случаев похищения личной информации (в частности паролей) произошло по этим причинам, сообщает Служба реагирования на компьютерные инциденты Uz-Cert.
Однако порой действия злоумышленников оказываются более изощренными. Интернет-провайдер Sarkor разместил на своем сайте предупреждение всем любителям “клубнички”, виртуальных казино и прочих сомнительных развлечений. Сделано это в связи с “резким учащением случайных дозвонов к зарубежным провайдерам и получением “космических” счетов за международные переговоры”.
Заходя на сайт из “черного” списка, человек и не подозревает, что в это время происходит дозвон к зарубежному провайдеру. Юзер спокойно просиживает на понравившейся страничке час-другой, скачивает все подряд, а потом… получает от АТС баснословный счет за международные переговоры. Чтобы этого не произошло, дается совет “строго проинструктировать всех пользователей компьютера (особенно детей) о соблюдении вышеуказанной рекомендации”.
В той или иной стране проблема защиты подрастающего поколения в Сети решается по-разному. На Западе, например, действуют “кибер-няни”: социальные работники следят за тем, чтобы ребенок, набрав в поисковике невинную комбинацию слов, не получил ссылку на порнографический или экстремистский сайт.
В Узбекистане функции “кибер-няни” призвана выполнять общественная образовательная сеть ZiyoNet, созданная в 2005 году. Она объединяет материалы и ресурсы для образовательных, научных, молодежных, детских учреждений и организаций. Вся информация, размещаемая в ZiyoNet, проходит предварительную проверку на достоверность, соответствие морально-этическим требованиям и законодательству Узбекистана. Планируется до 2010 года подключить к сети все учебные заведения, библиотеки, музеи, научные организации республики и создать таким образом единое безопасное информационное пространство.
***
Автор: Елена КАЛИНИНА. Корреспондент «МУ»
Давайте сделаем все возможное, чтобы в истории с таким названием был только счастливый финал!
Если раньше после уроков Саша мчался на улицу к друзьям, то теперь маме приходилось чуть ли не насильно отправлять его погулять
Все свободное время подросток проводил перед экраном компьютера. Играл в игры, общался в чате, где “зависали” многие его одноклассники. Долгое время родители думали, что этим круг виртуальных интересов сына и ограничивается. Пока однажды старший брат не нашел в компьютере хорошо запрятанную папку с фотографиями откровенного содержания. Выяснилось, что “клубничкой” 12-летнего подростка снабжал виртуальный “друг”. Саша с ним познакомился в чате. После этого родители запретили сыну вообще подключаться к Сети. Но вряд ли это поможет: ведь рядом с домом, где живет Саша, расположено несколько интернет-кафе…
Хочу сказку! Электронную...
Интернет сам по себе – не плохой и не хороший. Он разный. “Черную” или “белую” окраску Всемирная паутина принимает в зависимости от того, какого рода информацию ищет человек и какие потребности стремится удовлетворить (интеллектуальные или те, что “пониже”). Но если взрослые сознательно формируют свои интернет-запросы, то дети “всеядны” и доверчивы. Поэтому важно с самого начала учить маленького человечка правильно жить и общаться в виртуальном пространстве.
– Первые шаги в Интернете ребенок должен делать вместе с родителями, – говорит психолог Гульзода Рахимова. – Составьте список сайтов, которые будут ему интересны и одновременно послужат развитию. Это могут быть сказки, мультфильмы, развивающие игры, онлайн-энциклопедии. Важно, чтобы, помимо компьютера, в жизни ребенка были и другие увлечения: спорт, общение с друзьями, любимый домашний питомец. Да и сама возможность работать в Интернете не должна становиться чем-то сверхъестественным: быть наградой за хорошее поведение или отметку. Это поможет избежать интернет-зависимости и сформирует правильное отношение к Сети как к инструменту познания окружающего мира, а не его “заменителю”.
Проблема Интернета – острая нехватка качественных и действительно интересных ресурсов для детей. Среди отечественных проектов можно выделить блог “Сказочная страна” (skazka.uz), где собраны сказки, песни и аудиокниги для детей в mp3-формате. На сайте Межшкольного ресурсного центра www.edunet.uz есть каталог сайтов, созданных учителями Узбекистана. Здесь школьники могут найти информацию по разным предметам – от литературы до информатики. А вот на сайт www.vseznayka.edunet.uz будет интересно заглянуть и самым маленьким юзерам: здесь собраны раскраски, сказки, игры, загадки.
Из “забугорных” ресурсов можно порекомендовать детские порталы detgazeta.ru, comics.ru, solnet.ee, klepa.ru, vkids.km.ru, raskraska.ru. Еще один интересный проект, адаптированный для детей младшего школьного возраста и их родителей, называется “Тырнет – детский Интернет” (www.tirnet.ru). Портал содержит несколько разделов: игровая комната, детское интернет-радио, полезные статьи, форум с участием экспертов. Здесь собраны лучшие игры и обучающие программы, в которых нет сцен насилия, кровавых иллюстраций и обнаженной натуры. Дети и сами могут попробовать создать компьютерную игрушку в “мастерской Тырнета”.
Техника без опасности
Чем старше становится ребенок, тем активнее он осваивает просторы Интернета. Чаты, форумы, интернет-дневники, социальные сети, e-mail – Всемирная паутина открывает безграничные возможности для общения, поиска новых друзей. Но одновременно делает ребенка уязвимым для недоброкачественной информации, повышенного интереса мошенников и прочих “темных личностей”.
Как показывает мировая статистика, 44 процента детей, регулярно использующих Интернет, хоть один раз подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении. 14,5 процента несовершеннолетних назначали встречи с незнакомцами через Интернет. 19 процентов подростков иногда посещают порносайты, 9 – делают это регулярно.
Существуют различные программы, блокирующие сайты нежелательного содержания: фильтры, межсетевые экраны, антивирусы. Но ни одно из этих средств не способно полностью защитить компьютер. Поэтому родители должны научить ребенка правилам безопасности в Сети: пользоваться “никами” (виртуальными именами) вместо настоящего ФИО; избегать общения с незнакомцами; не открывать электронные послания от неизвестных людей; проверять на вирусы все внешние носители информации и так далее. Именно чтение “подозрительных” писем, посещение сайтов сомнительного содержания, использование “зараженных” дисков чаще всего приводят к взлому компьютеров. В прошлом году в Узбекистане 70 процентов всех случаев похищения личной информации (в частности паролей) произошло по этим причинам, сообщает Служба реагирования на компьютерные инциденты Uz-Cert.
Однако порой действия злоумышленников оказываются более изощренными. Интернет-провайдер Sarkor разместил на своем сайте предупреждение всем любителям “клубнички”, виртуальных казино и прочих сомнительных развлечений. Сделано это в связи с “резким учащением случайных дозвонов к зарубежным провайдерам и получением “космических” счетов за международные переговоры”.
Заходя на сайт из “черного” списка, человек и не подозревает, что в это время происходит дозвон к зарубежному провайдеру. Юзер спокойно просиживает на понравившейся страничке час-другой, скачивает все подряд, а потом… получает от АТС баснословный счет за международные переговоры. Чтобы этого не произошло, дается совет “строго проинструктировать всех пользователей компьютера (особенно детей) о соблюдении вышеуказанной рекомендации”.
В той или иной стране проблема защиты подрастающего поколения в Сети решается по-разному. На Западе, например, действуют “кибер-няни”: социальные работники следят за тем, чтобы ребенок, набрав в поисковике невинную комбинацию слов, не получил ссылку на порнографический или экстремистский сайт.
В Узбекистане функции “кибер-няни” призвана выполнять общественная образовательная сеть ZiyoNet, созданная в 2005 году. Она объединяет материалы и ресурсы для образовательных, научных, молодежных, детских учреждений и организаций. Вся информация, размещаемая в ZiyoNet, проходит предварительную проверку на достоверность, соответствие морально-этическим требованиям и законодательству Узбекистана. Планируется до 2010 года подключить к сети все учебные заведения, библиотеки, музеи, научные организации республики и создать таким образом единое безопасное информационное пространство.
***
Автор: Елена КАЛИНИНА. Корреспондент «МУ»