Evgeniy Sklyarevskiy
15.11.2012, 11:17
Написал заметку об этом http://fikr.uz/posts/10145.html
Так как народ ленив, по ссылкам не ходит, скопирую статью сюда. Интересно мнение тех кто в теме, просьба без оффтопа.
Что такое интерактивность?
Очень популярное слово в последнее время, только о ней и говорят при оценке сайтов. Жюри на фестивалях оценивает интерактивность, госучреждения обязали на своих сайтах предоставлять интерактивные услуги. Появилась и устоялась аббревиатура «ИГУ» — интерактивные госуслуги. Определен также перечень базовых интерактивных госуслуг, которые должны предоставляться на сайтах хокимиатов.
При общении на форуме и обсуждении в реальной жизни сложилось впечатление, что почти все понимают под интерактивными услугами разные вещи. Попробуем разобраться в этом, и, если не дать четкое определение, то хотя бы очертить круг разночтений для дальнейшего движения к единому пониманию.
Начнем издалека, с определения. Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Применительно к сайту «взаимодействие» — это отклик сайта на действия пользователя. Определение хорошее, но недостаточное, ибо при такой формулировке любой переход по ссылке сайта или из пункта меню на какую-то страницу есть элемент интерактивности. Здесь проходит главное отличие интерактивной услуги от простой информационной. Ссылка на статичную страницу (пусть даже с самой ценной информацией) никак не может относиться к интерактивным услугам, или, если не так, то идет подмена понятий и полностью выхолащивается сущность интерактивности как понятия. Хотя, формально, и отвечает определению, ибо кликание по ссылкам — тоже «взаимодействие» пользователя с системой. На многих сайтах госорганизаций в разделе «Интерактивные услуги» предлагается список ссылок на статичные информационные страницы, что, конечно же неверно.
Представляется необходимым ввести уточнение, что интерактивность, это отклик системы на уникальный, индивидуальный запрос пользователя. Идеальный пример интерактивности — онлайновые калькуляторы. Например, на сайте Датацентра DC.uz можно посчитать стоимость хостинга на разные виды услуг и на любой период. На сайте Агробанка agrobank.uz в разделе интерактивных услуг работает Кредитный калькулятор, позволяющий в зависимости от вида кредита, суммы и срока рассчитать необходимые для его погашения выплаты. Отличный пример. Но в том же разделе видим и ссылки на законодательство, на скачивание бланков, на страницу часто задаваемых вопросов, на страницу для скачивания тарифов банка на разные услуги. Какое это все имеет отношение к интерактивности, не ясно, это же просто ссылки статичные? А вот Онлайн-заявление на получение платежной карты — то, что надо, именно интерактивная услуга точно по сути определения. На сайте Госкомсвязи, задающем тон в отрасли, в перечне интерактивных услуг сайтов отрасли чаще ссылки на информационные страницы (списки, перечни, графики проверок) и на скачивание документов, хотя есть и отличные примеры интерактивности, например, сервис отслеживания почтовых отправлений.
Еще важным и необходимым свойством интерактивной услуги является ее оперативность, точнее, быстродействие. Еще точнее, система должна отреагировать на действия пользователя моментально. В этом и суть онлайнового взаимодействия с системой, ее отклика. Поэтому всякие формы обратной связи, подача жалоб и обращений (зачастую «в никуда») никак не может относиться к интерактивности. Запрос или жалоба отправлены и… и что, будет реакция или нет, не известно, часто даже не ясно, ушел ли запрос, получен ли, когда ждать ответа? Этот сервис — перенос в онлайн традиционных почтовых или телефонных обращений к интерактивности никакого отношения не имеет. Если, конечно, кто-то хочет относить форму обратной связи к интерактивности, имеет право, но представляется это неверным, подмена понятий, вводящая в заблуждение пользователей. На «правильном» сайте должны быть интерактивные услуги и отдельно от них «Форма обратной связи» для жалоб и предложений к руководству организации, так было бы честно и понятно.
Тут, правда, возможны варианты (подсказали умные люди). Например, при отправке обращения, пользователь выбирает тему из предложенных или уточняет направление запроса, в ответ на это ему выдается инструкция (может, отправляется письмо) с дальнейшими действиями. Например, при выборе номера гостиницы перед заказом. Это, конечно, уже та самая интерактивность. Но это уже и не простое отправление обращения, а взаимодействие с системой.
Есть еще вопросы в понимании интерактивности. Нужна ли регистрация для интерактивных услуг. Напрашивается ответ, что не нужна, чтобы посчитать выплаты на калькуляторе или узнать ИНН по номеру паспорта не нужно авторизовываться. Более того, после регистрации пользователь попадает в свой персональный кабинет и работает со своими данными, проводит транзакции и пр., это уже сервисная часть сайта, следующая по уровню взаимодействия. Наверное, ее тоже не следует относить к интерактивности, чтобы не размывать понятие.
Часто к интерактивности относят наличие опросов и голосований на сайте. Тут спорный вопрос, мне кажется, что формально есть признаки отклика системы, но в список интерактивных услуг, предоставляемых сайтом, их не стоит включать.
Также и с комментариями и гостевыми книгами. Наличие комментариев, конечно же, та самая интерактивность. Но это не интерактивные услуги, предоставляемые сайтом.
Все вышесказанное не инструкция, а приглашение к обсуждению, так как у каждого свой сетевой опыт и свое понимание процессов и терминологии.
Так как народ ленив, по ссылкам не ходит, скопирую статью сюда. Интересно мнение тех кто в теме, просьба без оффтопа.
Что такое интерактивность?
Очень популярное слово в последнее время, только о ней и говорят при оценке сайтов. Жюри на фестивалях оценивает интерактивность, госучреждения обязали на своих сайтах предоставлять интерактивные услуги. Появилась и устоялась аббревиатура «ИГУ» — интерактивные госуслуги. Определен также перечень базовых интерактивных госуслуг, которые должны предоставляться на сайтах хокимиатов.
При общении на форуме и обсуждении в реальной жизни сложилось впечатление, что почти все понимают под интерактивными услугами разные вещи. Попробуем разобраться в этом, и, если не дать четкое определение, то хотя бы очертить круг разночтений для дальнейшего движения к единому пониманию.
Начнем издалека, с определения. Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Применительно к сайту «взаимодействие» — это отклик сайта на действия пользователя. Определение хорошее, но недостаточное, ибо при такой формулировке любой переход по ссылке сайта или из пункта меню на какую-то страницу есть элемент интерактивности. Здесь проходит главное отличие интерактивной услуги от простой информационной. Ссылка на статичную страницу (пусть даже с самой ценной информацией) никак не может относиться к интерактивным услугам, или, если не так, то идет подмена понятий и полностью выхолащивается сущность интерактивности как понятия. Хотя, формально, и отвечает определению, ибо кликание по ссылкам — тоже «взаимодействие» пользователя с системой. На многих сайтах госорганизаций в разделе «Интерактивные услуги» предлагается список ссылок на статичные информационные страницы, что, конечно же неверно.
Представляется необходимым ввести уточнение, что интерактивность, это отклик системы на уникальный, индивидуальный запрос пользователя. Идеальный пример интерактивности — онлайновые калькуляторы. Например, на сайте Датацентра DC.uz можно посчитать стоимость хостинга на разные виды услуг и на любой период. На сайте Агробанка agrobank.uz в разделе интерактивных услуг работает Кредитный калькулятор, позволяющий в зависимости от вида кредита, суммы и срока рассчитать необходимые для его погашения выплаты. Отличный пример. Но в том же разделе видим и ссылки на законодательство, на скачивание бланков, на страницу часто задаваемых вопросов, на страницу для скачивания тарифов банка на разные услуги. Какое это все имеет отношение к интерактивности, не ясно, это же просто ссылки статичные? А вот Онлайн-заявление на получение платежной карты — то, что надо, именно интерактивная услуга точно по сути определения. На сайте Госкомсвязи, задающем тон в отрасли, в перечне интерактивных услуг сайтов отрасли чаще ссылки на информационные страницы (списки, перечни, графики проверок) и на скачивание документов, хотя есть и отличные примеры интерактивности, например, сервис отслеживания почтовых отправлений.
Еще важным и необходимым свойством интерактивной услуги является ее оперативность, точнее, быстродействие. Еще точнее, система должна отреагировать на действия пользователя моментально. В этом и суть онлайнового взаимодействия с системой, ее отклика. Поэтому всякие формы обратной связи, подача жалоб и обращений (зачастую «в никуда») никак не может относиться к интерактивности. Запрос или жалоба отправлены и… и что, будет реакция или нет, не известно, часто даже не ясно, ушел ли запрос, получен ли, когда ждать ответа? Этот сервис — перенос в онлайн традиционных почтовых или телефонных обращений к интерактивности никакого отношения не имеет. Если, конечно, кто-то хочет относить форму обратной связи к интерактивности, имеет право, но представляется это неверным, подмена понятий, вводящая в заблуждение пользователей. На «правильном» сайте должны быть интерактивные услуги и отдельно от них «Форма обратной связи» для жалоб и предложений к руководству организации, так было бы честно и понятно.
Тут, правда, возможны варианты (подсказали умные люди). Например, при отправке обращения, пользователь выбирает тему из предложенных или уточняет направление запроса, в ответ на это ему выдается инструкция (может, отправляется письмо) с дальнейшими действиями. Например, при выборе номера гостиницы перед заказом. Это, конечно, уже та самая интерактивность. Но это уже и не простое отправление обращения, а взаимодействие с системой.
Есть еще вопросы в понимании интерактивности. Нужна ли регистрация для интерактивных услуг. Напрашивается ответ, что не нужна, чтобы посчитать выплаты на калькуляторе или узнать ИНН по номеру паспорта не нужно авторизовываться. Более того, после регистрации пользователь попадает в свой персональный кабинет и работает со своими данными, проводит транзакции и пр., это уже сервисная часть сайта, следующая по уровню взаимодействия. Наверное, ее тоже не следует относить к интерактивности, чтобы не размывать понятие.
Часто к интерактивности относят наличие опросов и голосований на сайте. Тут спорный вопрос, мне кажется, что формально есть признаки отклика системы, но в список интерактивных услуг, предоставляемых сайтом, их не стоит включать.
Также и с комментариями и гостевыми книгами. Наличие комментариев, конечно же, та самая интерактивность. Но это не интерактивные услуги, предоставляемые сайтом.
Все вышесказанное не инструкция, а приглашение к обсуждению, так как у каждого свой сетевой опыт и свое понимание процессов и терминологии.