Evgeniy Sklyarevskiy
27.06.2011, 10:48
В Узбекистане в качестве одного из самых приоритетных направлений формирования гражданского общества и построения правового демократического государства рассматривается развитие средств массовой информации, а также обеспечение прозрачности и свободы в их деятельности.
Сформирована прочная, соответствующая общепринятым международным нормам и принципам нормативно-правовая база в сфере регулирования деятельности СМИ, основу которой образуют в первую очередь Конституция Республики Узбекистан, а также законы "О средствах массовой информации", "О гарантиях и свободе доступа к информации", "О принципах и гарантиях свободы информации", "О защите профессиональной деятельности журналиста", "О рекламе", "О телекоммуникациях", "Об информатизации", "Об издательской деятельности", "О связи".
Укрепляется материально-техническая база информационной сферы, результатом которой становится значительный рост качества и количества медиапродукции. Сегодня в стране около 1200 печатных и электронных СМИ, более 60 процентов из которых действуют в регионах страны, 90 издательств и более 1300 полиграфических предприятий. Увеличивается число негосударственных СМИ, к которым относятся свыше 50 процентов всех теле- и радиоканалов. Благодаря внедрению и широкому использованию современных медиатехнологий и цифрового оборудования повысилось техническое качество вещания государственных и негосударственных теле- и радиостудий.
Однако вопросы дальнейшего совершенствования и укрепления деятельности средств массовой информации продолжают оставаться в центре внимания. Сегодня назрела необходимость в совершенствовании системы государственной поддержки СМИ, предоставлении им экономических и других льгот, определении пределов необходимых и достаточных в этом направлении усилий со стороны государства.
Вопросы дальнейшего укрепления самостоятельности и независимости средств массовой информации, внедрения в информационную сферу рыночных механизмов, повышения эффективности деятельности и защиты экономических интересов участников рынка, создания дополнительных экономических преференций и другие стали важными составляющими доклада Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года.
В Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране Президент наряду с другими законодательными инициативами обосновал необходимость принятия Закона "О гарантиях государственной поддержки СМИ". Глава нашего государства подчеркнул, что принятие такого закона направлено "на повышение эффективности деятельности и защиту экономических интересов участников информационного рынка, создание дополнительных экономических преференций, реализацию других организационно-правовых мер, обеспечивающих поступательное развитие национального информационного пространства".
Законодательный акт, предложенный главой государства, предусматривает определение правовых, экономических, организационных основ государственной поддержки средств массовой информации и нацелен на обеспечение прав граждан на получение объективной информации, свободу слова, а также обеспечение независимости СМИ.
Государственная поддержка средств массовой информации прежде всего означает правовые, экономические, социальные, организационные и другие мероприятия государственного содействия укреплению и развитию информационной отрасли и ее инфраструктуры. Она охватывает широкий спектр мероприятий по активной помощи и стимулированию со стороны государства, а именно предоставление экономических преференций, установление льготного режима налогообложения для медиапродукции, включая льготный налог на добавленную стоимость, льготные почтовые тарифы, специальный инвестиционный режим и освобождение от профессионального налога, сокращение цены печати, подготовку и повышение квалификации кадров и другое.
Государственная поддержка СМИ включает меры по созданию благоприятных социальных и иных условий, обеспечению политического, идеологического и культурного разнообразия, свободы мысли и слова, независимости медиаструктур, а также права граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.
Данная законодательная инициатива подразумевает предоставление определенных налоговых, таможенных, финансовых и иных льгот таким структурам, как издательства, организации по распространению печатной продукции, полиграфические предприятия, которые по объективным причинам не могут компенсировать свои расходы посредством размещения рекламы, реализации тиража.
Экономические факторы государственного содействия СМИ способствуют количественному и качественному росту продукции как печатных, так и электронных средств массовой информации. Свидетельством может служить опыт зарубежных стран. В частности, в Велико*британии действует нулевая ставка налога на добавленную стоимость на печатную продукцию при стандартной ставке этого налога 17,5 процента. В Германии для периодических изданий установлена ставка налога на добавленную стоимость в размере семи процентов, в то время как стандартная - на уровне 15 процентов. Зарубежная практика показывает, что после предоставления государством таких экономических преференций наблюдался рост не только количества, но и качества медиапродукции.
Таким образом, совершенствование правовых, экономических, социальных, организационных и других основ государственного содействия СМИ послужит реализации демократических принципов, формированию общественного мнения, обеспечению плюрализма мнений и взглядов, повышению политической активности населения, а также активному участию каждого гражданина в проводимых реформах в стране. Оно также является важнейшей предпосылкой в обеспечении общественно-политической стабильности, демократического обновления и построения демократического правового государства.
Адхам Худайкулов. (С сайта Правды Востока (http://pv.uz/?inc=60&news=7926))
1. Ни слова про интернет (есть электронные СМИ правда, но это может быть и ТВ и радио, зачем бояться нормального слова ИНТЕРНЕТ и прятаться за непонятными электронными СМИ??? Хорошо бы дать определение, что входит в электронные СМИ — что еще больше добавит путаницы.)
2. Что за закон? Готовится ли он? Что в нем будет?
3. Не сведется ли поддержка СМИ к словам что у нас созданы все условия и пр и пр.? Хорошо бы побольше конкретики.
Сформирована прочная, соответствующая общепринятым международным нормам и принципам нормативно-правовая база в сфере регулирования деятельности СМИ, основу которой образуют в первую очередь Конституция Республики Узбекистан, а также законы "О средствах массовой информации", "О гарантиях и свободе доступа к информации", "О принципах и гарантиях свободы информации", "О защите профессиональной деятельности журналиста", "О рекламе", "О телекоммуникациях", "Об информатизации", "Об издательской деятельности", "О связи".
Укрепляется материально-техническая база информационной сферы, результатом которой становится значительный рост качества и количества медиапродукции. Сегодня в стране около 1200 печатных и электронных СМИ, более 60 процентов из которых действуют в регионах страны, 90 издательств и более 1300 полиграфических предприятий. Увеличивается число негосударственных СМИ, к которым относятся свыше 50 процентов всех теле- и радиоканалов. Благодаря внедрению и широкому использованию современных медиатехнологий и цифрового оборудования повысилось техническое качество вещания государственных и негосударственных теле- и радиостудий.
Однако вопросы дальнейшего совершенствования и укрепления деятельности средств массовой информации продолжают оставаться в центре внимания. Сегодня назрела необходимость в совершенствовании системы государственной поддержки СМИ, предоставлении им экономических и других льгот, определении пределов необходимых и достаточных в этом направлении усилий со стороны государства.
Вопросы дальнейшего укрепления самостоятельности и независимости средств массовой информации, внедрения в информационную сферу рыночных механизмов, повышения эффективности деятельности и защиты экономических интересов участников рынка, создания дополнительных экономических преференций и другие стали важными составляющими доклада Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года.
В Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране Президент наряду с другими законодательными инициативами обосновал необходимость принятия Закона "О гарантиях государственной поддержки СМИ". Глава нашего государства подчеркнул, что принятие такого закона направлено "на повышение эффективности деятельности и защиту экономических интересов участников информационного рынка, создание дополнительных экономических преференций, реализацию других организационно-правовых мер, обеспечивающих поступательное развитие национального информационного пространства".
Законодательный акт, предложенный главой государства, предусматривает определение правовых, экономических, организационных основ государственной поддержки средств массовой информации и нацелен на обеспечение прав граждан на получение объективной информации, свободу слова, а также обеспечение независимости СМИ.
Государственная поддержка средств массовой информации прежде всего означает правовые, экономические, социальные, организационные и другие мероприятия государственного содействия укреплению и развитию информационной отрасли и ее инфраструктуры. Она охватывает широкий спектр мероприятий по активной помощи и стимулированию со стороны государства, а именно предоставление экономических преференций, установление льготного режима налогообложения для медиапродукции, включая льготный налог на добавленную стоимость, льготные почтовые тарифы, специальный инвестиционный режим и освобождение от профессионального налога, сокращение цены печати, подготовку и повышение квалификации кадров и другое.
Государственная поддержка СМИ включает меры по созданию благоприятных социальных и иных условий, обеспечению политического, идеологического и культурного разнообразия, свободы мысли и слова, независимости медиаструктур, а также права граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.
Данная законодательная инициатива подразумевает предоставление определенных налоговых, таможенных, финансовых и иных льгот таким структурам, как издательства, организации по распространению печатной продукции, полиграфические предприятия, которые по объективным причинам не могут компенсировать свои расходы посредством размещения рекламы, реализации тиража.
Экономические факторы государственного содействия СМИ способствуют количественному и качественному росту продукции как печатных, так и электронных средств массовой информации. Свидетельством может служить опыт зарубежных стран. В частности, в Велико*британии действует нулевая ставка налога на добавленную стоимость на печатную продукцию при стандартной ставке этого налога 17,5 процента. В Германии для периодических изданий установлена ставка налога на добавленную стоимость в размере семи процентов, в то время как стандартная - на уровне 15 процентов. Зарубежная практика показывает, что после предоставления государством таких экономических преференций наблюдался рост не только количества, но и качества медиапродукции.
Таким образом, совершенствование правовых, экономических, социальных, организационных и других основ государственного содействия СМИ послужит реализации демократических принципов, формированию общественного мнения, обеспечению плюрализма мнений и взглядов, повышению политической активности населения, а также активному участию каждого гражданина в проводимых реформах в стране. Оно также является важнейшей предпосылкой в обеспечении общественно-политической стабильности, демократического обновления и построения демократического правового государства.
Адхам Худайкулов. (С сайта Правды Востока (http://pv.uz/?inc=60&news=7926))
1. Ни слова про интернет (есть электронные СМИ правда, но это может быть и ТВ и радио, зачем бояться нормального слова ИНТЕРНЕТ и прятаться за непонятными электронными СМИ??? Хорошо бы дать определение, что входит в электронные СМИ — что еще больше добавит путаницы.)
2. Что за закон? Готовится ли он? Что в нем будет?
3. Не сведется ли поддержка СМИ к словам что у нас созданы все условия и пр и пр.? Хорошо бы побольше конкретики.