PDA

Просмотр полной версии : Включение ПО в имущество предприятия


Djalolatdin Rakhimov
29.04.2009, 19:38
Тут возник небольшой спор.

В документе ПРИЛОЖЕНИЕ к Постановлению КМ РУз от 26.03.1999 г. N 137 "ПОЛОЖЕНИЕ о порядке подготовки и распространения
информационных ресурсов Республики Узбекистан на сети передачи данных, включая Интернет" есть формулировка:


9. Право собственности на информационные продукты и средства информационного обмена.
9.1. Документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, средства информационного обмена относятся к объектам имущественных прав собственников и включаются в состав их имущества...


Возникает вопрос: обязан ли собственник предприятия оформлять все используемое в хозйственной деятельности ПО, разработанное своими силами, как имущество предприятия? То есть, отразить данное ПО в виде нематериального актива (в бухгалтерии).

Если да, то каким образом?

Известно, что почти все провайдеры услуг интернет часто используют ПО, разработанное своими специалистами, но не проводят через бухгелтерию. ПО не находит своего отражения в активах. Классифицируется ли такой случай как нарушение требований законодательства.

Azamat Davletmuratov
29.04.2009, 19:57
Возникает встречный вопрос: если даже сунуть этакую работу (разработка и сопровождение ПО по моему не товар или материал, а услуга/работа) в бух.баланс - то как делать его износ? Как исчислять амортизацию?

Хмм.. странное Приложение...

Djalolatdin Rakhimov
29.04.2009, 20:37
Как исчислять амортизацию?

Как нематериальный актив.

Ахадбек Далимов
30.04.2009, 08:37
Как исчислять амортизацию?
Как например на автомобиль или на любое другое приобретение вашей компании (с учетом того что это не материальный актив и учитывается на соответсвуещем счете в бухгалтерии). Надо определить как долго вы этим нематериальным активом будете пользоваться и распределить соответсвенно аммортизационные отчисления (не стоит при этом забывать и про остаточную стоимость если таковая есть/будет).

Все просто :)

Eldar Fattakhov
30.04.2009, 09:07
Возникает вопрос: обязан ли собственник предприятия оформлять все используемое в хозйственной деятельности ПО, разработанное своими силами, как имущество предприятия?Мне кажется, что выделение должно было быть сделано не на слове "все", а на словах "разработанное своими силами". Так как, если должны, так уж точно все. А вот собственные разработки - вопрос сложный. Я, например, скрипты или макросы также отнёс бы к разработанному ПО. Но как рассчитать стоимость этой новой собственности?

Вполне возможно, что изобретатели создатели этого норматива думали лишь о приобретаемых продуктах (и, наверняка, о СУБД Oracle и ППО на его основе)... :)

Если серьёзно, то программное обеспечение - очень удобный способ капитализации предприятия!

OK
30.04.2009, 09:10
Возникает вопрос: обязан ли собственник предприятия оформлять все используемое в хозйственной деятельности ПО, разработанное своими силами, как имущество предприятия? То есть, отразить данное ПО в виде нематериального актива (в бухгалтерии).
Любое законным образом приобретенное ПО это есть не материальный актив предприятия. Но, в случае, когда ПО разработано собственными силами самого предприятия, и если этот продукт не сделан по отдельной смете, на него не получено свидетельство ГКНТ и/или Патентного ведомства, значит это всего лишь расходы периода предприятия и не могут быть овеществлены в виде нематериальных активов. Чтобы он стал таковым, нужно выполнить действия в вышеуказанной последовательности. Амортизация рассчитывается на общих основаниях согласно НСБУ и учётной политике предприятия.

Djalolatdin Rakhimov
30.04.2009, 09:34
Вполне возможно, что изобретатели создатели этого норматива думали лишь о приобретаемых продуктах (и, наверняка, о СУБД Oracle и ППО на его основе)... :)

Да, с приобретенным всё просто, есть стоимость по договору.

Если серьёзно, то программное обеспечение - очень удобный способ капитализации предприятия!

Конечно. Нематериальный актив - это тоже актив. Иногда и не малый. Но как всё оформить?

Djalolatdin Rakhimov
30.04.2009, 09:36
Возникает вопрос: обязан ли собственник предприятия оформлять все используемое в хозйственной деятельности ПО, разработанное своими силами, как имущество предприятия? То есть, отразить данное ПО в виде нематериального актива (в бухгалтерии).
Любое законным образом приобретенное ПО это есть не материальный актив предприятия. Но, в случае, когда ПО разработано собственными силами самого предприятия, и если этот продукт не сделан по отдельной смете, на него не получено свидетельство ГКНТ и/или Патентного ведомства, значит это всего лишь расходы периода предприятия и не могут быть овеществлены в виде нематериальных активов. Чтобы он стал таковым, нужно выполнить действия в вышеуказанной последовательности. Амортизация рассчитывается на общих основаниях согласно НСБУ и учётной политике предприятия.

То есть, ГКНТ и/или Патентное ведомство может прокомментировать процедуру включения разработанного ПО в актив предприятия?

Скажем, такое свидетельство получено. Но есть ПО, которые постоянно модернизируется во время работы. Что делать в этом случае?

Ulugbek Umirbekov
30.04.2009, 09:44
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных активов одним из условий является наличие исключительного права у предприятия. На приобретаемое ПО исключительные права не передаются (в большинстве случаев), поэтому ПО приобретаемое таким образом не может считаться нематериальным активом. Таким образом, ПО приобретаемое идет как расходы периода и должно списываться соответствующим образом. Была соответствующая статья в одном из мартовских номеров НТВ. Если найду прикреплю.
В случае с собственной разработкой, ИМХО, исключительные права принадлежат предприятию и соответственно идут как нематериальные активы. А вот насколько обязан собственник оформлять или не оформлять надо уточнять.

Ulugbek Umirbekov
30.04.2009, 09:47
Если серьёзно, то программное обеспечение - очень удобный способ капитализации предприятия!

Согласно нашего законодательства, приобретаемое ПО не увеличивает капитализацию

Djalolatdin Rakhimov
30.04.2009, 09:52
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных активов одним из условий является наличие исключительного права у предприятия. На приобретаемое ПО исключительные права не передаются (в большинстве случаев), поэтому ПО приобретаемое таким образом не может считаться нематериальным активом. Таким образом, ПО приобретаемое идет как расходы периода и должно списываться соответствующим образом. Была соответствующая статья в одном из мартовских номеров НТВ. Если найду прикреплю.

Вот даже как оборачивается. Но в первом сообщении я цитировал ПКМ:


9. Право собственности на информационные продукты и средства информационного обмена.
9.1. Документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, средства информационного обмена относятся к объектам имущественных прав собственников и включаются в состав их имущества...


То есть, если я использую некий информационный ресурс, продукт или систему для производственных нужд, например, оказание услуг, то как же не включать их в имущество? Не будет ли вопросов, что производственный процесс построен на несуществующем имуществе?

Очень грубая аналогия: произвожу автомобили, но завода у меня нет.

В случае с собственной разработкой, ИМХО, исключительные права принадлежат предприятию и соответственно идут как нематериальные активы. А вот насколько обязан собственник оформлять или не оформлять надо уточнять.

Мой комментарий выше относится и к этому пункту.

Ulugbek Umirbekov
30.04.2009, 09:54
НТВ №12 от 14 марта 2009 года. "Нематериальный или малоценный"

Не могу отсканировать в данный момент.

Eldar Fattakhov
30.04.2009, 09:57
Если серьёзно, то программное обеспечение - очень удобный способ капитализации предприятия!
Согласно нашего законодательства, приобретаемое ПО не увеличивает капитализациюУлугбек, не разъясните? Т.е. если ПО приобретается, то что оно делает с балансом предприятия? Уменьшает капитализацию? Оставляет её неизменной? О какой трактовке термина "капитализация" тогда вообще идёт речь в нашем законодательстве?

Ulugbek Umirbekov
30.04.2009, 09:57
То есть, если я использую некий информационный ресурс, продукт или систему для производственных нужд, например, оказание услуг, то как же не включать их в имущество? Не будет ли вопросов, что производственный процесс построен на несуществующем имуществе?

Очень грубая аналогия: произвожу автомобили, но завода у меня нет.

Резонный вопрос, но в нашем законодательстве много таких моментов.
В данном же постановлении, насколько понимаю, под документированием подразумевается как раз таки оформление через ГКНТ/Патентное ведомство. Могу ошибаться (с)

Anna Karnaushevskaya
30.04.2009, 10:06
В Национальном стандарте бухгалтерского учета №7 "Нематериальные активы" четко прописано определение нематериальных активов.
Выдержки из НСБУ №7
"6. При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) отсутствие материально-вещественного (физического) содержания (формы);
б) использование актива в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для административных и иных функций предприятия в течение длительного срока, т. е. срока полезной службы продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. При этом стоимость актива составляет не менее пятидесятикратного размера минимальной заработной платы, установленной в Республике Узбекистан (на момент приобретения), за единицу (комплект). Руководитель предприятия имеет право устанавливать на отчетный год меньший предел стоимости активов для их учета в составе нематериальных активов
в) предприятием не предполагается последующая перепродажа данного актива;
г) достоверность, т. е. наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у предприятия (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.);
д) возможность идентификации. "

Обратите внимание на пункт г)

Ulugbek Umirbekov
30.04.2009, 10:11
Если серьёзно, то программное обеспечение - очень удобный способ капитализации предприятия!
Согласно нашего законодательства, приобретаемое ПО не увеличивает капитализациюУлугбек, не разъясните? Т.е. если ПО приобретается, то что оно делает с балансом предприятия? Уменьшает капитализацию? Оставляет её неизменной? О какой трактовке термина "капитализация" тогда вообще идёт речь в нашем законодательстве?

Не являясь бухгалтером, не могу дать точный ответ, но если я правильно понял, согласно нашего законодательства, приобретаемое ПО приравнивается к малоценке невзирая на сумму (что несколько тысяч сум, что несколько миллионов долларов)

Ulugbek Umirbekov
30.04.2009, 10:12
г) достоверность, т. е. наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у предприятия (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.);
д) возможность идентификации. "

Обратите внимание на пункт г)

Вот на него и ссылаются когда говорят что к нематериальным активам отнесено не может быть.

Anna Karnaushevskaya
30.04.2009, 10:12
Стоимость нематериальных актитвов, созданных самим предприятием определяется, согласно параграфа 3 п.15:

Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных (изготовленных) самим предприятием, определяется как сумма фактических затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Состав затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки определяется в соответствии с Национальным стандартом бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ N 11) "Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы", утвержденным Министерством финансов Республики Узбекистан 3 декабря 1998 года N 64 (рег. N 581 от 28 декабря 1998 года - Бюллетень нормативных актов, 1999 г., N 6).

Anna Karnaushevskaya
30.04.2009, 10:19
Я считаю, что в НСБУ№7 все достаточно четко прописано по этому поводу, нужно просто очень внимательно прочитать.

Anna Karnaushevskaya
30.04.2009, 10:28
Не являясь бухгалтером, не могу дать точный ответ, но если я правильно понял, согласно нашего законодательства, приобретаемое ПО приравнивается к малоценке невзирая на сумму (что несколько тысяч сум, что несколько миллионов долларов)
Вы не правы,

При этом стоимость актива составляет не менее пятидесятикратного размера минимальной заработной платы, установленной в Республике Узбекистан (на момент приобретения), за единицу (комплект).

Ulugbek Umirbekov
30.04.2009, 10:40
Не являясь бухгалтером, не могу дать точный ответ, но если я правильно понял, согласно нашего законодательства, приобретаемое ПО приравнивается к малоценке невзирая на сумму (что несколько тысяч сум, что несколько миллионов долларов)
Вы не правы,

При этом стоимость актива составляет не менее пятидесятикратного размера минимальной заработной платы, установленной в Республике Узбекистан (на момент приобретения), за единицу (комплект).

Это речь о нематериальных активах. А я же говорю (точнее не я, а статья в НТВ), что ПО (приобретаемое) к нематериальным не относится.

OK
30.04.2009, 10:54
Предлагаю не спорить! Anna Karnaushevskaya, привела правильные примеры.
Пару лет назад я сам непосредственно интересовался этим вопросом, уточнял у компетентных аудиторов, ответственных специалистов ГКНТ, Патентного ведомства и т.п.
Собственное ПО если уже имеется его какая-то завершенная версия, то можно это всё задокументировать и подать в ГКНТ, который засвидетельствует это ПО, а после этого Патентное Ведомство зафиксирует исключительное право на него. Потом каждую существенную доработку ПО можно дополнительно засвидетельствовать в ГКНТ в виде новых релизов.
ПО, если учтён в балансе в качестве не материального актива увеличивает капитализацию предприятия, в т.ч. согласно МСБУ рыночную капитализацию в виде гудвила.

Ulugbek Umirbekov
30.04.2009, 11:00
Предлагаю не спорить! Anna Karnaushevskaya, привела правильные примеры.
Пару лет назад я сам непосредственно интересовался этим вопросом, уточнял у компетентных аудиторов, ответственных специалистов ГКНТ, Патентного ведомства и т.п.
Собственное ПО если уже имеется его какая-то завершенная версия, то можно это всё задокументировать и подать в ГКНТ, который засвидетельствует это ПО, а после этого Патентное Ведомство зафиксирует исключительное право на него. Потом каждую существенную доработку ПО можно дополнительно засвидетельствовать в ГКНТ в виде новых релизов.
ПО, если учтён в балансе в качестве не материального актива увеличивает капитализацию предприятия, в т.ч. согласно МСБУ рыночную капитализацию в виде гудвила.

В случае, если идет о собственной разработке, то конечно же, не спорю. Просто сам разговор плавно перетек в обсуждение того как приходовать приобретаемое ПО.

OK
30.04.2009, 11:29
как приходовать приобретаемое ПО.
б) использование актива в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для административных и иных функций предприятия в течение длительного срока, т. е. срока полезной службы продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. При этом стоимость актива составляет не менее пятидесятикратного размера минимальной заработной платы, установленной в Республике Узбекистан (на момент приобретения), за единицу (комплект). Руководитель предприятия имеет право устанавливать на отчетный год меньший предел стоимости активов для их учета в составе нематериальных активов
г) достоверность, т. е. наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у предприятия (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.);
Во всём этом Вас смущает наличие в этом требование слова "исключительное", т.к. с сумой всё ясно?
Тоже всё ОК.
Если я на законных основаниях купил что-либо, включая софт, то на этот приобретенный продукт у меня появляется исключительное право, и я его могу использовать как хочу, но в пределах закона и права, предоставляемого мне этой лицензией на софт.

Ulugbek Umirbekov
30.04.2009, 11:40
Если я на законных основаниях купил что-либо, включая софт, то на этот приобретенный продукт у меня появляется исключительное право, и я его могу использовать как хочу, но в пределах закона и права, предоставляемого мне этой лицензией на софт.

Нет, не так. На приобретаемое ПО (опять таки в абсолютном большинстве случаев) исключительные права не передаются. Передается только право использования в соответствии с тем что указано в лицензии на ПО.

Ulugbek Umirbekov
30.04.2009, 11:45
В настоящее время большинство предприятий для ведения бухгалтерского учета используют специальное программное обеспечение (например, 1С:Бухгалтерия). Стоимость таких программ (особенно для крупных предприятий и банков) составляет значительные суммы, а используются они в течение длительного срока (обычно срок использования не ограничен). Затраты, связанные с их покупкой и установкой, в большинстве случаев относят на счет нематериальных активов. Однако согласно пункту 6 НСБУ N 7 "Нематериальные активы" одним из условий принятия к бухгалтерскому учету нематериального актива является наличие исключительного права у предприятия. В соответствии с пунктом 4 "к" этого же документа: "исключительное право - это имущественное право, которое может быть передано третьему лицу только правообладателем или с его согласия в порядке, установленном законодательством".
Кроме того, по пункту 4 "а": "нематериальный актив должен быть идентифицируемым объектом имущества", а пункт 7 определяет, что "нематериальный актив является идентифицируемым, если: а) является отделимым, то есть его можно отделить от предприятия и продать, передать, отдать в аренду или обменять индивидуально или вместе со связанным с ним активом, контрактом или обязательством (за исключением гудвилла)…". Программное обеспечение для бухгалтерского учета передается (продается) только для собственного использования, и его нельзя отделить от предприятия и продать, передать и т.п. Исходя из всего вышеуказанного можно ли считать, что все приобретенные программы для пользования не должны учитываться как НМА, а должны быть списаны в качестве МБП на расходы, так как на них не имеется исключительного права и они не отвечают требованиям идентифицируемости?

* * *

Ответ действителен на дату выхода газеты*

- В соответствии с пунктом 6 НСБУ N 7 "Нематериальные активы" (утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 27 июня 2005 года N 1485) при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных одним из условий является наличие исключительного права у предприятия.
Так как право пользования программой "1С:Бухгалтерия" не является исключительным, то расходы на ее приобретение должны включаться в соответствующие статьи расходов (например, учитываться на счете 9420 "Административные расходы"). При этом предприятие вправе самостоятельно выбрать вариант их списания: единовременно или в течение срока использования приобретенной программы. Выбранный способ учета (списания) расходов следует отразить в учетной политике предприятия.
Списание расходов по приобретению прав пользования программой "1С:Бухгалтерия" отражаются следующими бухгалтерскими проводками:

N Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов по НСБУ N 21
дебет кредит
Вариант единовременного списания
1 Отражается предоплата при приобретении права пользования программой "1С:Бухгалтерия" 4330 5110
2 Списываются расходы на приобретение права пользования программой "1С:Бухгалтерия" 9420 и др. 6990
3 Отражается зачет аванса 6990 4330

Нашел в Норме

Djalolatdin Rakhimov
30.04.2009, 12:00
Я считаю, что в НСБУ№7 все достаточно четко прописано по этому поводу, нужно просто очень внимательно прочитать.

Так что будем делать с софтом Узинфокома? :)

Anna Karnaushevskaya
30.04.2009, 12:08
При этом предприятие вправе самостоятельно выбрать вариант их списания: единовременно или в течение срока использования приобретенной программы.
В этой статье также приведен пример постепенного списания стоимости ПО.

Срок использования этой программы больше года, поэтому если даже на предприятии она в бухучете отражена как нематериальный актив, то через 5 лет с момента приобретения, стоимость ПО спишется в затраты в любом случае.

OK
30.04.2009, 12:11
Ответ
Не согласен с таким трактованием, это даже абсурдно. Можно оспорить!

OK
30.04.2009, 12:12
Так что будем делать с софтом Узинфокома?
Конечно же переводить в нематериальный актив.

OK
30.04.2009, 12:13
Кстати, согласно МСБУ (IAS) на ПО с неопределенным сроком пользования амортизация вообще не начисляется, но может проводится переоценка.

Ulugbek Umirbekov
30.04.2009, 12:18
Ответ
Не согласен с таким трактованием, это даже абсурдно. Можно оспорить!

Как бы абсурдно это не выглядело, в НСБУ есть определения того что считать нематериальным активом, в соответствии с которыми ПО (приобретаемое) к таким активам отнести нельзя.

OK
30.04.2009, 12:40
Ответ
Не согласен с таким трактованием, это даже абсурдно. Можно оспорить!

Как бы абсурдно это не выглядело, в НСБУ есть определения того что считать нематериальным активом, в соответствии с которыми ПО (приобретаемое) к таким активам отнести нельзя.
Можно уважаемый, можно!
Согласно МСБУ 38 - приобретенное ПО относится к нематериальному активу.

Критерии признания нематериального актива по МСФО

Прежде всего, нематериальные активы компания признает на основе критериев, общих для всех активов. Они изложены в Принципах подготовки и предоставления финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Актив включается в баланс компании, если одновременно выполняются два условия:
существует высокая вероятность того, что в будущем от использования актива компания получит экономические выгоды;
стоимость актива может быть надежно оценена.Кроме того, в соответствии с МСФО 38 нематериальный актив – это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы и используемый при производстве товаров. В стандарте подчеркивается, что под активом понимается ресурс, который компания контролирует в результате прошлых событий и ожидает от него экономических выгод в будущем.
Таким образом, в МСФО 38, помимо нематериальности, выделяются три определяющих признака НМА:
идентифицируемость;
подконтрольность компании;
способность приносить экономические выгоды.Идентифицируемость. Данному качеству уделяется особое внимание при определении НМА. Именно оно позволяет отличить нематериальный актив от гудвила, образующегося при приобретении компаний. Напомним, что в соответствии с МСФО 3 «Объединение компаний» такой гудвил не относится к НМА, так как представляет собой особый вид активов. Данная норма МСФО 38 подчеркивает это обстоятельство.
Идентифицируемость понимается не только как возможность физически отделить нематериальный актив от иных активов организации. Это еще и способность актива выступать самостоятельным объектом сделок, а также возможность компании точно определить приходящиеся именно на данный НМА будущие экономические выгоды. Кроме того, нематериальный актив может быть идентифицирован и по иным основаниям. Например, по факту передачи юридических прав на него (в том числе, если эти права передаются в комплексе с иными активами). Еще один момент. В ряде случаев нематериальный актив может приносить экономические выгоды только при одновременном использовании с другими активами. Однако если компания может определить выгоды, связанные именно с его использованием, то он считается идентифицируемым.
Иногда НМА связан с каким-либо материальным носителем (программное обеспечение на диске, изображение или музыкальное произведение, записанное на магнитном накопителе и т. п.). В таких случаях данный объект может быть учтен либо как нематериальный, либо как материальный. Решение принимается на основе того, какой из элементов является в нем более важным. Так, например, некое программное обеспечение может быть предназначено для конкретного аппаратного комплекса, который не может без него функционировать. Тогда данная программа учитывается в составе комплекса как единый объект основных средств. Если же программное обеспечение не является неотъемлемой частью основного средства, оно учитывается как обособленный нематериальный актив.
Подконтрольность. Контроль над активом - это способность компании обеспечить поступление будущих экономических выгод от его использования именно к ней. Контроль может быть продемонстрирован через ограничение доступа третьих лиц к указанным выгодам. Причем доступ может быть ограничен не только на основании прав, предоставленных законом, но также и благодаря сохранению информации в тайне (например, в случае с ноу-хау). Однако в стандарте признается, что отсутствие юридических прав на актив может затруднять демонстрацию его подконтрольности.
В частности, по данному критерию не могут быть признаны нематериальными активами приобретенные в результате переподготовки навыки персонала. У компании нет достаточного контроля над теми выгодами, которые ей дают эти расходы. Ведь работники могут в любое время прекратить трудовые отношения с организацией, если только они не связаны с ней юридически значимыми договорными обязательствами.
Аналогичным образом компания может обладать банком клиентов или определенной долей рынка. При этом она, естественно, рассчитывает, что имеющиеся потребители продолжат приносить ей экономические выгоды и в будущем. Однако особые гарантии лояльности клиентов (которые могут быть закреплены как юридически, так и иными способами) обычно отсутствуют. Если так, то нельзя сказать, что компания в достаточной степени контролирует такие ресурсы, как списки клиентов, доли рынка, связи с клиентами, лояльность клиентов и т. п. Поэтому нет оснований считать их НМА.
Способность приносить экономические выгоды. По общему правилу оценка актива с этой точки зрения производится на основе профессионального суждения руководства компании. При этом экономические выгоды могут заключаться, например, в увеличении поступлений, сокращении расходов и проч. При оценке экономических выгод следует применять принципы, установленные МСФО 36 «Обесценение активов». Если же актив будет создавать экономические выгоды в комплексе с иными активами, то применяется концепция генерирующих доход единиц, изложенная в том же стандарте.
Кроме того, МСФО 38 устанавливает ряд дополнительных требований к признанию НМА, созданных самой компанией. Суть этих требований сводится к разделению работ по созданию актива на две стадии - исследований и разработок. Капитализированы в составе НМА могут быть только затраты на разработки и только при выполнении определенных условий. Кроме того, в нематериальные активы не включаются созданные компанией торговые марки. Считается, что затраты на их создание нельзя отделить от затрат на развитие организации в целом.Источник: GAAP.ru

Ахадбек Далимов
30.04.2009, 13:13
Согласно нашего законодательства, приобретаемое ПО не увеличивает капитализацию
:) это вы плохо знаете законодательство :???:

как работаете не понятно ...

Можно согласно нашего законодательства приобретаемое ПО ставить на учет и увеличивать капитализацию :)

а как не скажу ... :)

Ulugbek Umirbekov
30.04.2009, 13:33
Согласно нашего законодательства, приобретаемое ПО не увеличивает капитализацию
:) это вы плохо знаете законодательство :???:

как работаете не понятно ...

Можно согласно нашего законодательства приобретаемое ПО ставить на учет и увеличивать капитализацию :)

а как не скажу ... :)

АД, потрудитесь хотя бы ветку прочитать

Djalolatdin Rakhimov
30.04.2009, 14:15
Можно согласно нашего законодательства приобретаемое ПО ставить на учет и увеличивать капитализацию

Анна Константиновна, так увеличивает капитализацию преобретенное без исключительных прав ПО, например, тиражируемый продукт?

Anna Karnaushevskaya
30.04.2009, 14:57
Что такое каптализация - это процесс, в ходе которого под воздействием определенных факторов происходит увеличение денежной массы за счет их вложения в какие-либо активные объекты, приносящие доход. Также существует понятие - капитализация расходов, это понятие относится к расходам, связанным с приобретением основных средств и нематериальных активов, которые включаются в стоимость ОС и НМА.

Anna Karnaushevskaya
30.04.2009, 15:35
Как этот момент трактуют аудитры: Сейчас сумма по приобретаемым со стороны ПО показывается в бухучете как "Расходы будущих периодов" и постепенно списывается в затраты, ну если небольшая сумма можно и единовременно списать. А НМА - считается тот продукт, который создан на предприятии, посчитана его себестоимость (это как раз и есть капитализация затрат), и утвержден в патентном ведомстве. После этого этот продукт приходуется как НМА и на него начинает начисляться амортизация. А предприятие получает доход от продажи права пользования этим программным продуктом.

Ахадбек Далимов
30.04.2009, 17:13
АД, потрудитесь хотя бы ветку прочитать
я внимательно все прочитал ...
всю ветку :) трижды перечитал ... и согласен с тем ... что в НСБУ (принятый вариант) нет явного указания ... как это ... делается ....

Ахадбек Далимов
30.04.2009, 17:15
Как этот момент трактуют аудитры
очень грамотное замечание (я насчет того, что этот момент трактуют, и кто именно трактует)....
:)

Nadir Zaitov
06.05.2009, 00:03
OK, хотел добавить пару ложек дегтя к вышесказанному:

- МСБУ Вам при ведении бухгалтерского учета по законодательству РУз никто не разрешит, хотя они (стандарты) очень похожы на наши - следовательно учитывать "лучше" в расходах будущих периодов, хотя если цель перодать бизнес, IPO за рубежем - то это дело другое. Кстати, насколько я проследин тенденции в МСФО, сейчас с завышением активов как раз и борятся и думаю скоро официально и у них ПО выведут из нематериальных активов;

- в нематериальные активы чужое ПО (а на самом деле права пользования ПО) запихивать в корне не правильно, хотя внешне очень логично и я бы наверное если б не задумался так бы и сделал - обычно ПО - лучший пример НМА. Однако в виде контрпримера по аналогии приведу следующее: купленный материальный актив, если он обременен обязательствами (залогом, например), должен быть соответствующим образом оражен в бухгалтерском балансе с обязательным раскрытием информации об обстоятельствах такого события. Соответственно ограниченные права (очевидно без права распоряжения, перепродажи, возврата по некоторой ликвидационной стоимости) пользования программным продуктом не могут быть "просто" отражены как нематериальные активы по цене приобретения, что вводит пользователей в заблуждение, так как если активы не могут быть выражены в денежной форме при их "разумной"/рыночной цене продажи/несрочной ликвидации, то они должны быть переоценены в ноль (в частности списаны в расходы/расходы будущих периодов) либо должны отражаться в балансе с оборудованием, неотъемлемой частью которой они являются, но если могут быть проданы вместе с оборудованием, а это еще "бабушка надвое сказала".

Nadir Zaitov
06.05.2009, 00:16
Что такое каптализация - это процесс, в ходе которого под воздействием определенных факторов происходит увеличение денежной массы за счет их вложения в какие-либо активные объекты, приносящие доход. Также существует понятие - капитализация расходов, это понятие относится к расходам, связанным с приобретением основных средств и нематериальных активов, которые включаются в стоимость ОС и НМА. Когда тут говорили о капитализации имелось ввиду не увеличение валюты баланса (для небухгалтеров: итоговой суммы активов или обязательств, не важно, говорят они бывают одинаковые), а завышение раздела "собственные средства". Это можно как раз таки и сделать не относя сразу на расходы покупное ПО или "расходы по разработке", а туда такого напихать ;). Боюсь, что со своим ПО встает вопрос дальнейшей "рыночной" оценки его стоимости, что в случае МСФО требуется (в соответствии с НСБУ честно скажу - не знаю, но наверное переоценку вверх или вниз нематериальных активов у нас не делают - делают только планомерное их списание). Однако если собственная разработка дает прямо или опосредственно, но в денежном виде расчитываемый регулярный доход в течение достаточно длительного времени, то его действительно можно задокументировать и перенести в НМА, хотя и в этом случае (если сумма доходов не существенно в общей сумме доходов) лучше в раходы будущих периодов. В случае простого документирования, наличия патента и т.п. но без явно раситываемого дохода, то я бы будучи аудитором раскрыл данный мамент в аудиторском отчете и рекомендовал переклассифицировать данные НМА как расходы прошедшего периода и без каких-либо будущих периодов.

OK
06.05.2009, 09:10
OK, хотел добавить пару ложек дегтя к вышесказанному: - МСБУ Вам при ведении бухгалтерского учета по законодательству РУз никто не разрешит, хотя они (стандарты) очень похожы на наши - следовательно учитывать "лучше" в расходах будущих периодов, хотя если цель перодать бизнес, IPO за рубежем - то это дело другое. Кстати, насколько я проследин тенденции в МСФО, сейчас с завышением активов как раз и борятся и думаю скоро официально и у них ПО выведут из нематериальных активов;
Надир, скорее всего наш НСБУ похож за МСБУ (сам знаешь!) :)
На счёт капитализации и увеличения валюты баланса - всё зависит от целей компании и финансового положения, не так ли!?
Включение софтов в НМА, по своей сути подход правильный. Представьте если я купил и пользуюсь дорогостоящим софтом. Oracle/SAP/ERP-system и т.д. Списывать в расходы периода и сьест эту сумму многие компании не захотят, т.к. это серьезные активы, во многих случаях по серьезнее движимого и недвижимого имущества, наличие таких ПО существенно повышает стоимость компании и его гудвил. Посему компании выгодно включить эти расходы в НМА.

Nadir Zaitov
06.05.2009, 09:47
Списывать в расходы периода и сьест эту сумму многие компании не захотят, т.к. это серьезные активы, во многих случаях по серьезнее движимого и недвижимого имущества, наличие таких ПО существенно повышает стоимость компании и его гудвил.
OK, кажется "гудвил" формируется в результате других проводок. ;) Где вы тут увидели слияние или поглощение? ;)
Что же касается Oracle/SAP/ERP-system то их есть смысл загнать в расходы будущих периодов в лучшем случае с последовательным списанием: баланс будет тем же с тем же капиталом, капитализацией и т.п. - суть финнсовая не меняется, но с бухгалтерской точки зрения неправильно и все загонять чужое обремененное требованиями лицензии и сопровождения ПО в НМА или необходимо давать идиотские комментарии и раскрытия именно в соответствии с МСФО типа "вся эта сумма ПО - воздух, по указанной цене вам это ПО никуда не спихнуть", что дурно портят картину.

Nadir Zaitov
06.05.2009, 09:52
Надир, скорее всего наш НСБУ похож за МСБУ (сам знаешь!) Наше НСБУ более консервативны и тем более прогрессивны МСБУ :) ЛИФО метод, например, у нас запретили раньше, чем в МСБУ, да и другие требования МСФО все больше стремятся к НСБУ консерватизму.

OK
06.05.2009, 10:02
Где вы тут увидели слияние или поглощение? Ну Вы прямо ваще наших держите за ... Есть случаи, я сам участвовал (в качестве консультанта). Кстати, мы в своей компании такой же подход проповедуем. Не будем же мы спорить, что МСФО сделали на базе НСБУ!? :) Согласен с тем, что МСФО (благодаря глобальному финансовому кризису) немного себя дискредитировало! Наверное стоит ожидать ужесточения, как ты выразился консерватизма. :)

Миргородский Алексей
06.05.2009, 10:19
Немножечко отходя от темки но не далеко спрошу.

ПО включается в домашнее имущество???

Nadir Zaitov
06.05.2009, 11:03
ПО включается в домашнее имущество??? А можно встречный вопрос: для чего? Если для страхованич, то да: потеряв компьютер и все пароли/коды/лицензии Вам будет нанесен имущественный ущерб, выраженный в полне реальной N-ной сумме денег.

Nadir Zaitov
06.05.2009, 11:04
Ну Вы прямо ваще наших держите за ... Я их не держу. Они сами как-то ... :)

Ахадбек Далимов
06.05.2009, 18:38
Соответственно ограниченные права (очевидно без права распоряжения, перепродажи, возврата по некоторой ликвидационной стоимости) пользования программным продуктом не могут быть "просто" отражены как нематериальные активы по цене приобретения, что вводит пользователей в заблуждение, так как если активы не могут быть выражены в денежной форме при их "разумной"/рыночной цене продажи/несрочной ликвидации, то они должны быть переоценены в ноль (в частности списаны в расходы/расходы будущих периодов) либо должны отражаться в балансе с оборудованием, неотъемлемой частью которой они являются, но если могут быть проданы вместе с оборудованием, а это еще "бабушка надвое сказала".

можно маленькое замечание ...
я бы просил сначала внимательно ознакомиться с лицензионным соглашением и PUR (Product Use Rights) - ну хотя бы для ПО от МС ...
и под каждым вашим постом поставить большими буквами IMHO ибо ... читая ваши посты я чуть было не прослезился ...
:)

Nadir Zaitov
07.05.2009, 10:48
Product Use Rights Учитывая, что это исключительно Майкрософтовский документ можно было дать ссылку на текущую его версию, чтоб непосредственно ознакомиться. Кстати пока ищу документ, ответьте как специалист - установив коробочную Vista на один компьютер и активировав ее, я могу продать коробку с программной, лицензией и т.п. дальше?

В любом случае даже если у Майкрософта все отлично с правами пользовани, распоряжения, владения лицензией, то это не так у других. Например Абраксис в Асакабанке имеет СРОК ВАЛДЕНИЯ!!! Далее его использование НЕ ЗАКОННО! Также и у ORACLE и у MS существуют программы по "аренде" лицензий - все это ТОЧНО не нормальные условия владения програмным продуктом. У Oracle если не ошибаюсь есть обязательный ежегодный support начиная от 22% от стоимости лицензии, что точно не "владение" правом, а обусловленное владение.

Nadir Zaitov
07.05.2009, 12:21
Ахадбек Далимов, в документе PUК в версии от апреля 2009 года обнаружил пункт F в Универсальных условиях, распрастраныемые на все лицензируемые продукты:
Запрет на оказание сетевых услуг на коммерческой основе. Использование продуктов для оказания сетевых услуг на коммерческой основе запрещено.
Уже это означает, что есть серьезные органичение на использование лицензируемых программных продуктов Майкрософта. :)

Кстаи, означает ли это, что все интернет-провайдеры, интерне-кафе и т.п использующие Windows, если такие есть :), делают это в разрез лицензионному соглашению?

Ахадбек Далимов
07.05.2009, 15:29
Кстаи, означает ли это, что все интернет-провайдеры, интерне-кафе и т.п использующие Windows, если такие есть , делают это в разрез лицензионному соглашению?
Абсолютно верное замечание.
И-кафе должны получить разрешение от производителя ПО (в данном случае от МС) право на использование ПО в своей работе (бесплатно). Документ прикрепрелен.

Ахадбек Далимов
07.05.2009, 15:32
Также и у ORACLE и у MS существуют программы по "аренде" лицензий - все это ТОЧНО не нормальные условия владения програмным продуктом.
все перечисленное вами не есть ненормально - это просто разные виды лицензий (в данном случае при аренде - пользователи получают "лицензии" на определенный срок и делают это с полным пониманием :))
Насчет примера с Абраксисом - это тоже другой вид лицензии - срочный (т.е. в лицензии обусловлен до какого срока данная лицензия действует).

Надир - я все таки предлагаю вам писать ИМХО :???: хотя уже можно не писать ....

Nadir Zaitov
07.05.2009, 15:46
все перечисленное вами не есть ненормально - это просто разные виды лицензий (в данном случае при аренде - пользователи получают "лицензии" на определенный срок и делают это с полным пониманием ) Насчет примера с Абраксисом - это тоже другой вид лицензии - срочный (т.е. в лицензии обусловлен до какого срока данная лицензия действует). Согласен, что лицензии вполне нормальные, НО это не "эксклюзивные права" точно, кроме того Вас ограничивают областью применения этого права, что не соответствут понятию "право пользования", в котором предполагается использование объекта на любые незапрещенные законом цели.

Nadir Zaitov
07.05.2009, 15:49
Ахадбек Далимов, пробежался по всему PUR но так и не нашел право дальнейшей реализации лицензии, или переуступки права пользования ею третьим лицам. Следовательно ликвидационной стоимости не существует? Если так, то в НМА относить можно, но по 0-й стоимости с отнесением сразу в расходы.

Ахадбек Далимов
07.05.2009, 23:46
Если так, то в НМА относить можно
нет не так :), и в НМА относить можно - тут я согласен с вами...

НО это не "эксклюзивные права" точно, кроме того Вас ограничивают областью применения этого права, что не соответствут понятию "право пользования",
Эксклюзивные права вообще очень редко передаются :) - например право авторства - не может быть передано ... кроме того любая лицензия это ограничение ... прав в том числе и прав пользования, т.е. указывается как вам разрешили пользоваться, а как нет - это не может быть основанием для неотнесения ПО к НМА :).

Надир вы можете не соглашаться с тем, что я пишу, это только лишь моя (личная) точка зрения, и ваше не согласие с ней - это абсолютно нормально ...
:)

Nadir Zaitov
08.05.2009, 10:21
Надир вы можете не соглашаться с тем, что я пишу, это только лишь моя (личная) точка зрения, и ваше не согласие с ней - это абсолютно нормально ... Да ладно Вам... я тоже пишу свое мнение.

Откровенно говоря, мне более интересна дальнейшая оценка ПО в НМА, насколько "справедливо" в соответствии с МСФО не списывать их в расходы, если нет непосредственной денежной отдачи и невозможно "продать ПО" другим лицам и тут нам с Вами обсуждать нечего.