Anvar Gafurov
14.02.2011, 15:35
Прошло 20 лет. Хотелось бы вспомнить, как все начиналось. Вспомнить первые годы деятельности Государственной инспекции связи, поиски путей качественного контроля, достижения эффективности результатов, повышение авторитета ГИС у контролируемых предприятий.
Думаю, создание Государственной инспекции связи, не было спонтанным, перемены, происходившие в Республике в 90-тые годы, принятие Республикой Узбекистан статуса независимости требовали изменений во всех сферах народного хозяйства, а также в сфере связи. В целях улучшения качества осуществляемых работ и предоставляемых услуг в сфере связи, выявлении допускаемых нарушений и их устранения, а также в целях защиты прав потребителей возникла необходимость в создании контролирующего органа.
В 1990 году Министерством связи УзССР было согласованно со всеми заинтересованными министерствами и внесено в Кабинет Министров Узбекской ССР предложение, на основании которого было принято постановление о создании ГИС.
До 1998 года инспекция осуществляла свою деятельность в пределах задач и функций, определенных «Положением о Государственной инспекции связи Министерства связи УзССР», утвержденным Кабинетом Министров Узбекской ССР и «Уставом Государственной инспекции связи Министерства связи Узбекской ССР», утвержденным Министерством связи Узбекской ССР.
Начало деятельности было сопряжено с решением разных организационных вопросов, были и трудности.
Во-первых, подбор кадров, в те годы в структуру ГИС входило всего два производственных отдела Почтовый отдел и Отдел электросвязи, а также областные подразделения ГИС. Штат сотрудников пополнялся постепенно. Приглашали людей с предприятий, но не всем нравилась специфика работы инспектора, вследствие чего, была текучесть кадров, что естественно влияло на качество осуществляемого контроля. Первые годы в штате ГИС не было инженерных должностей, штат состоял из начальников отделов и областных ГИС, а также старших инспекторов и инспекторов. Практически всё рабочее время весь коллектив был на проверках, т.к. основная работа состояла в проведении проверок, каждому инспектору было предписано не менее двух проверок в месяц. В отделы сотрудники приходили, чтобы отчитаться в проведенных проверках, составить отчет о проделанной работе. В отделах также проводилась аналитическая работа по актам, представляемым из областей, подготавливались отчеты в вышестоящие органы и организации.
Во-вторых, необходимо было создать фонд нормативных документов отрасли и разработать локальные нормативные документы, необходимые в проведении контроля. По мере необходимости силами сотрудников ГИС разрабатывались локальные нормативные документы.
В-третьих, определить порядок проведения контроля, подкрепленный законодательством, определить перечень контролируемых вопросов, охватывающих всестороннюю деятельность в сфере связи, оформления результатов проверок. Сначала результаты проверок излагали в справках, потом стали писать акты, т.к. они имели большую юридическую силу, в акте обязательно должна была быть констатирующая часть, выводы и предложения. Предписания в то время не выдавали. Количество проводимых проверок превышал семьсот проверок за год. Ограничений в количестве проводимых проверок не было, и доступ сотрудников инспекции на предприятия, в соответствии с Уставом был неограничен, что позволяло увеличивать опыт проведения контроля, ведь цель была улучшение качества предоставляемых услуг и выполняемых работ в сфере связи, а также использование опыта при разработке нормативных документов.
В четвертых в целях улучшения качества, проводимых проверок, было необходимо получение дополнительных знаний, т.к. наличие опыта, полученного сотрудниками на производстве, было недостаточно для осуществления задач контроля. Руководством ГИС принимались меры по обучению сотрудников и получению дополнительных знаний.
В пятых необходимо было учиться проводить контроль, опыт приобретался в ходе самого контроля. Здесь было много барьеров неуверенность, некоммуникабельность, недостаток знаний, отсутствие навыка применения при проверке имеющихся знаний и т.д.
Требования к контролирующему органу постоянно повышались, что влияло на расширение круга рассматриваемых вопросов при проведении проверок.
Надо признать, что результаты контроля не сразу повлияли на качество предоставляемых услуг и выполняемых работ. О чем свидетельствовали систематически допускаемые предприятиями нарушения, выявляемые при последующих проверках. Имело место непонимание со стороны проверяемых предприятий. Предъявляемые требования со стороны ГИС не всегда воспринимались проверяемыми предприятиями адекватно. Однако настойчивость и терпение сотрудников умение быть убедительными, умение подтвердить свои требования законодательными и нормативными актами приводили к положительным результатам.
Из технического оснащения в ГИС были только пишущие машинки, на которых приходилось не только печатать письма и акты, но и размножать необходимые документы для рассылки областным подразделениям. Первый компьютер был приобретен только в 1995 году.
Потребовался ни один год для совершенствования деятельности ГИС и выработки системы контроля. В первые годы деятельности в целях повышения качества контроля и материального стимулирования к сотрудникам ГИС применялись так называемые «экономические рычаги», которые были разработаны руководителем ГИС для локального применения и влияли на уровень премирования сотрудников.
Вместе с тем требовались, более эффективные меры, применяемые к должностным лицам, предприятия которых систематически допускали нарушения. В связи, с чем, в 1995 году были разработаны и зарегистрированы Министерством юстиции документы отрасли о материальной (Инструкция о порядке привлечения к материальной ответственности работников, виновных в предоставлении некачественных услуг связи. Утверждена Министерством связи.Зарегистрирована 30.06.1995 г. Регистрационный N 159) и административной («Инструкции о порядке наложения административного взыскания за правонарушения в области связи», утвержденной приказом МС РУз от 17.08.95 г. и зарегистрированной Минюстом №164 от 29.08.95г.) ответственности предприятий.
С введением лицензирования отдельных видов деятельности в сфере связи 1996 году, сертификации технических средств, возникла необходимость в организации отдела по лицензированию, который вел базу данных о лицензиатах и полученных ими лицензий.
Осуществление контроля за выполнением условий лицензий, потребовало, получения дополнительных знаний, изучения законодательства по лицензированию, сертификации, метрологии стандартизации.
В 1997 году произошла смена руководства ГИС и начался новый этап совершенствования ГИС. Но это уже другая история.
Думаю, создание Государственной инспекции связи, не было спонтанным, перемены, происходившие в Республике в 90-тые годы, принятие Республикой Узбекистан статуса независимости требовали изменений во всех сферах народного хозяйства, а также в сфере связи. В целях улучшения качества осуществляемых работ и предоставляемых услуг в сфере связи, выявлении допускаемых нарушений и их устранения, а также в целях защиты прав потребителей возникла необходимость в создании контролирующего органа.
В 1990 году Министерством связи УзССР было согласованно со всеми заинтересованными министерствами и внесено в Кабинет Министров Узбекской ССР предложение, на основании которого было принято постановление о создании ГИС.
До 1998 года инспекция осуществляла свою деятельность в пределах задач и функций, определенных «Положением о Государственной инспекции связи Министерства связи УзССР», утвержденным Кабинетом Министров Узбекской ССР и «Уставом Государственной инспекции связи Министерства связи Узбекской ССР», утвержденным Министерством связи Узбекской ССР.
Начало деятельности было сопряжено с решением разных организационных вопросов, были и трудности.
Во-первых, подбор кадров, в те годы в структуру ГИС входило всего два производственных отдела Почтовый отдел и Отдел электросвязи, а также областные подразделения ГИС. Штат сотрудников пополнялся постепенно. Приглашали людей с предприятий, но не всем нравилась специфика работы инспектора, вследствие чего, была текучесть кадров, что естественно влияло на качество осуществляемого контроля. Первые годы в штате ГИС не было инженерных должностей, штат состоял из начальников отделов и областных ГИС, а также старших инспекторов и инспекторов. Практически всё рабочее время весь коллектив был на проверках, т.к. основная работа состояла в проведении проверок, каждому инспектору было предписано не менее двух проверок в месяц. В отделы сотрудники приходили, чтобы отчитаться в проведенных проверках, составить отчет о проделанной работе. В отделах также проводилась аналитическая работа по актам, представляемым из областей, подготавливались отчеты в вышестоящие органы и организации.
Во-вторых, необходимо было создать фонд нормативных документов отрасли и разработать локальные нормативные документы, необходимые в проведении контроля. По мере необходимости силами сотрудников ГИС разрабатывались локальные нормативные документы.
В-третьих, определить порядок проведения контроля, подкрепленный законодательством, определить перечень контролируемых вопросов, охватывающих всестороннюю деятельность в сфере связи, оформления результатов проверок. Сначала результаты проверок излагали в справках, потом стали писать акты, т.к. они имели большую юридическую силу, в акте обязательно должна была быть констатирующая часть, выводы и предложения. Предписания в то время не выдавали. Количество проводимых проверок превышал семьсот проверок за год. Ограничений в количестве проводимых проверок не было, и доступ сотрудников инспекции на предприятия, в соответствии с Уставом был неограничен, что позволяло увеличивать опыт проведения контроля, ведь цель была улучшение качества предоставляемых услуг и выполняемых работ в сфере связи, а также использование опыта при разработке нормативных документов.
В четвертых в целях улучшения качества, проводимых проверок, было необходимо получение дополнительных знаний, т.к. наличие опыта, полученного сотрудниками на производстве, было недостаточно для осуществления задач контроля. Руководством ГИС принимались меры по обучению сотрудников и получению дополнительных знаний.
В пятых необходимо было учиться проводить контроль, опыт приобретался в ходе самого контроля. Здесь было много барьеров неуверенность, некоммуникабельность, недостаток знаний, отсутствие навыка применения при проверке имеющихся знаний и т.д.
Требования к контролирующему органу постоянно повышались, что влияло на расширение круга рассматриваемых вопросов при проведении проверок.
Надо признать, что результаты контроля не сразу повлияли на качество предоставляемых услуг и выполняемых работ. О чем свидетельствовали систематически допускаемые предприятиями нарушения, выявляемые при последующих проверках. Имело место непонимание со стороны проверяемых предприятий. Предъявляемые требования со стороны ГИС не всегда воспринимались проверяемыми предприятиями адекватно. Однако настойчивость и терпение сотрудников умение быть убедительными, умение подтвердить свои требования законодательными и нормативными актами приводили к положительным результатам.
Из технического оснащения в ГИС были только пишущие машинки, на которых приходилось не только печатать письма и акты, но и размножать необходимые документы для рассылки областным подразделениям. Первый компьютер был приобретен только в 1995 году.
Потребовался ни один год для совершенствования деятельности ГИС и выработки системы контроля. В первые годы деятельности в целях повышения качества контроля и материального стимулирования к сотрудникам ГИС применялись так называемые «экономические рычаги», которые были разработаны руководителем ГИС для локального применения и влияли на уровень премирования сотрудников.
Вместе с тем требовались, более эффективные меры, применяемые к должностным лицам, предприятия которых систематически допускали нарушения. В связи, с чем, в 1995 году были разработаны и зарегистрированы Министерством юстиции документы отрасли о материальной (Инструкция о порядке привлечения к материальной ответственности работников, виновных в предоставлении некачественных услуг связи. Утверждена Министерством связи.Зарегистрирована 30.06.1995 г. Регистрационный N 159) и административной («Инструкции о порядке наложения административного взыскания за правонарушения в области связи», утвержденной приказом МС РУз от 17.08.95 г. и зарегистрированной Минюстом №164 от 29.08.95г.) ответственности предприятий.
С введением лицензирования отдельных видов деятельности в сфере связи 1996 году, сертификации технических средств, возникла необходимость в организации отдела по лицензированию, который вел базу данных о лицензиатах и полученных ими лицензий.
Осуществление контроля за выполнением условий лицензий, потребовало, получения дополнительных знаний, изучения законодательства по лицензированию, сертификации, метрологии стандартизации.
В 1997 году произошла смена руководства ГИС и начался новый этап совершенствования ГИС. Но это уже другая история.