Iskander Koneev
30.03.2007, 11:13
Вчера, в одной из тем, мы затронули важность человеческого фактора в ИБ, так называемый human resources security.
Но он относится, скорее, ко всем сотрудникам предприятия.
Между тем, не маловажным является и человеческие аспекты работы и самих специалистов ИТ и ИБ. Не секрет, что в условиях кадрового дефицита, порой увольнение даже одного работника ИТ или ИБ может породить существенный риски ИБ для предприятия.
Соответственно, вопросы построения карьеры важны не только для самого работника, но и для его руководителей.
Поскольку здесь присутствуют руководители ИТ и ИБ, думаю, мы совместными усилиями сможем поделиться нашим опытом и советами в данной области.
В качестве затравки для дискуссии, я хочу разместить свой постинг с другого форума, где рассказывал о построении карьеры для студентов, планирующих связать свою профессию с ИТ
========================================
Карьера в ИТ для студента
Если отвлечься от случаев, когда ситуация такова, что тебя продвигают вышестоящие друзья/родственники/ и т.д., то я бы посоветовал следующую типовую карьеру для ИТшника.
1. Успешное окончание ВУЗа (+ по возможности подработка по теме). Поскольку существенных трудовых достижений предъявить пока не придется, хороший диплом это плюс. Знаю, что некоторые фирмы практикуют прием так называемых “интернов” – когда студент на полдня приходит поработать, а по окончании его берут на фирму. Думаю, это хороший вариант.
2. Устройство на работу и получение рабочих навыков. Помимо профессиональной квалификации, для успешного роста надо иметь определенный навык работы в коллективе. Надо освоиться, посмотреть расстановку сил, поучиться трудовым взаимодействиям и т.д. Очень важно хорошо зарекомендовать себя в первое время. Поверьте – плохое первое впечатление очень трудно потом стереть. С другой стороны, за хорошее первое впечатления, потом простят несколько серьезных косяков. Все это значит, что первые 1-2 месяца – никаких, даже мелких проколов! Не торчать в Интернете в рабочее время, не опаздывать на работу, не нарушать дресс-код (если он есть).
Ну и естественно, повышение профессиональной квалификации. Обучение за счет фирмы, получение сертификатов – если это возможно.
3. Снаружи трудно выяснить деятельность компании, но, попав внутрь, вы должны оценить – растет компания или нет. Если компания статична, строить карьеру в ней очень сложно. Карьерные позиции освобождаются только когда кто-то уходит на пенсию или увольняется, причем из кандидатов на позицию уже очередь. Растущая компания постоянно реорганизуется – отделы в управления, управления в департаменты. При этом образуется множество вакансий, которые можно занимать.
С ИТшной точки зрения, признак растущей компании – регулярные внедрения новых систем, расширение сети, изучение новых технологий.
Не важно, системщик ты, программист или другой специалист – нужно обязательно попадать в проектные группы. Это и возможность узнавать что-то новое, и возможность увидеть динамику процессов управления коллективом.
При работе в проекте, надо стараться не ограничиваться только своей ролью, а участвовать в интегрированной работе разных групп, стараться по возможности больше общаться с проектным менеджером, постоянно отмечать его решения и указания по организации работ.
4. Приобретя опыт участия в 2-3 проектах, надо оценить свои способности. Если опыт не пропал зря, то, скорее всего, в следующем проекте ты уже сможешь возглавить тематическую группу. Либо даже сможешь возглавить небольшой проект. Если же способностей пока не достаточно – продолжай участвовать в проектах и дальше. Постарайся пройти обучение именно в управлении проектами (или какой-то из областей управления проектами).
Если по результатам реализации проекта потребовалось организовать новое структурное подразделение на фирме (такое встречается довольно часто) – отдел, сектор, группа – надо стремиться попасть на руководящую должность в нем (если ты прошел весь проект – кто, как не ты, знаешь все тонкости процесса?). Если не стал руководителем, то надо все равно попасть в новое подразделение, скорее всего в нем будет только 2-3 человека, если оно будет расти, то руководить новенькими будут старенькие. Возможно, в этом подразделении сразу обозначена должность заместителя руководителя – надо стремиться занять ее, если уж не получилось сразу стать главным.
5. Заняв минимальную руководящую должность, надо стремиться накопить опыт управления, особенно деловых взаимоотношений. После нахождения в такой позиции около года, можно искать позицию руководителя самостоятельного подразделения. Возможно, в родной фирме тебе ее не предложат, значит надо двигаться дальше. Ведь в резюме уже есть ключевые точки – а) опыт реализации проектов, б) опыт управления коллективом. Можно смело претендовать на должность руководителя отдела.
При хорошем раскладе такой путь можно пройти в течении 3-5 лет.
Я описал, так сказать, минимальный план достижения руководящей должности. Понятно, что дальнейшее развитие тоже необходимо, но его уже одной страницей не описать.
Есть ряд тонкостей, которые встретятся на карьерном пути и которые надо учитывать.
1. Со временем обнаруживается, что выполнять работу и рассказывать о том, что ты выполняешь работу, это, оказывается, разные вещи. Основная ошибка в строительстве карьеры это думать, что если ты будешь много и честно работать – то тебя обязательно повысят. Это не так! Тот, кто принимает решение, занят своими проблемами, а еще таких как ты у него несколько штук. Делать ему нечего – внимательно следить за тобой…
Это значит, о своих успехах надо вовремя рассказывать. Не тарахтеть все время, а вовремя (!) рассказывать. Например, раз в 3-6 месяцев подойти к начальнику и сообщить “За истекший период я сделал то-то и то-то, давайте подумаем, куда мне двигаться дальше. Я сам планирую вот это, а как вы думаете?” Такой подход будет рано или поздно отмечен, если, конечно, начальник правильный.
К сожалению, тут есть одна тонкость. Некоторые люди, порой осознают, что можно вообще ничего ни делать, а только рассказывать о своих достижениях. Это крайний вариант, но я знаю людей, которые занимаются только тем, что строят карьеру, при минимальной полезности для основного производственного процесса. Что самое обидное, порой такие люди получают повышение чаще, чем честные работяги. Именно по той причине, что о честной работе своевременно не рассказано.
Как я люблю повторять “Снайпером считают не того, кто метко стреляет, а того, кто все время кричит: Попал! Попал!”
2. Надо не бояться проявлять инициативу. Иногда в голове сидит ошибочное мнение, что руководитель гений и все лучше знает. Это не так, руководящие позиции порой занимают люди не компетентные в тематической области и твое квалифицированное предложение будет с радостью принято (возможно, чтобы потом выдать его за свое, но и тебя тоже запомнят). Если же руководитель адекватен, то твое замечание, возможно, не откроет ему глаза, но, если оно разумное, оно будет отмечено.
Надо не бояться выступать на совещаниях, если, конечно, есть что сказать по делу. Вообще, приобретение опыта публичного выступления – очень важно для будущего руководителя.
3. Надо приобрести опыт деловой и производственной переписки. А еще лучше, выработать в целом грамотный письменный стиль изложения своих мыслей. Сейчас я помогаю строить карьеру своей супруге, соответственно, периодически вижу официальные документы, которыми обмениваются внутри ее организации. Это просто ужас, на уровне обмена записками каких-то ПТУшников. Правильно и грамотно писать сообщения, запросы, а, тем более, нормативные документы (правила, инструкции, положения и т.д.) это очень ценное качество.
Соответственно, обратное – надо уметь внимательно читать чужие документы. Руководителю, скорее всего, придется регулярно просматривать серьезные документы, например, договора. Найти в них ошибки, лазейки и т.д. очень полезно. Поверьте, для этого не нужно юридическое образование. Способности к алгоритмизации, к построению предположений, что разовьется в будущем из данных начальных условий – ничуть не хуже.
4. Не стоит торопиться и переоценивать свои силы. Порой работа под руководством хорошего начальника или, скажем, менеджера проекта, приводит к ощущению, что это очень просто – руководить. Однако делать вывод “Я тоже так смогу” может быть ошибкой.
Как ни странно, участие в проблемном или провальном проекте может принести гораздо больше полезного опыта, чем участие в успешном. За одного битого двух небитых дают – помните такое выражение?
Но он относится, скорее, ко всем сотрудникам предприятия.
Между тем, не маловажным является и человеческие аспекты работы и самих специалистов ИТ и ИБ. Не секрет, что в условиях кадрового дефицита, порой увольнение даже одного работника ИТ или ИБ может породить существенный риски ИБ для предприятия.
Соответственно, вопросы построения карьеры важны не только для самого работника, но и для его руководителей.
Поскольку здесь присутствуют руководители ИТ и ИБ, думаю, мы совместными усилиями сможем поделиться нашим опытом и советами в данной области.
В качестве затравки для дискуссии, я хочу разместить свой постинг с другого форума, где рассказывал о построении карьеры для студентов, планирующих связать свою профессию с ИТ
========================================
Карьера в ИТ для студента
Если отвлечься от случаев, когда ситуация такова, что тебя продвигают вышестоящие друзья/родственники/ и т.д., то я бы посоветовал следующую типовую карьеру для ИТшника.
1. Успешное окончание ВУЗа (+ по возможности подработка по теме). Поскольку существенных трудовых достижений предъявить пока не придется, хороший диплом это плюс. Знаю, что некоторые фирмы практикуют прием так называемых “интернов” – когда студент на полдня приходит поработать, а по окончании его берут на фирму. Думаю, это хороший вариант.
2. Устройство на работу и получение рабочих навыков. Помимо профессиональной квалификации, для успешного роста надо иметь определенный навык работы в коллективе. Надо освоиться, посмотреть расстановку сил, поучиться трудовым взаимодействиям и т.д. Очень важно хорошо зарекомендовать себя в первое время. Поверьте – плохое первое впечатление очень трудно потом стереть. С другой стороны, за хорошее первое впечатления, потом простят несколько серьезных косяков. Все это значит, что первые 1-2 месяца – никаких, даже мелких проколов! Не торчать в Интернете в рабочее время, не опаздывать на работу, не нарушать дресс-код (если он есть).
Ну и естественно, повышение профессиональной квалификации. Обучение за счет фирмы, получение сертификатов – если это возможно.
3. Снаружи трудно выяснить деятельность компании, но, попав внутрь, вы должны оценить – растет компания или нет. Если компания статична, строить карьеру в ней очень сложно. Карьерные позиции освобождаются только когда кто-то уходит на пенсию или увольняется, причем из кандидатов на позицию уже очередь. Растущая компания постоянно реорганизуется – отделы в управления, управления в департаменты. При этом образуется множество вакансий, которые можно занимать.
С ИТшной точки зрения, признак растущей компании – регулярные внедрения новых систем, расширение сети, изучение новых технологий.
Не важно, системщик ты, программист или другой специалист – нужно обязательно попадать в проектные группы. Это и возможность узнавать что-то новое, и возможность увидеть динамику процессов управления коллективом.
При работе в проекте, надо стараться не ограничиваться только своей ролью, а участвовать в интегрированной работе разных групп, стараться по возможности больше общаться с проектным менеджером, постоянно отмечать его решения и указания по организации работ.
4. Приобретя опыт участия в 2-3 проектах, надо оценить свои способности. Если опыт не пропал зря, то, скорее всего, в следующем проекте ты уже сможешь возглавить тематическую группу. Либо даже сможешь возглавить небольшой проект. Если же способностей пока не достаточно – продолжай участвовать в проектах и дальше. Постарайся пройти обучение именно в управлении проектами (или какой-то из областей управления проектами).
Если по результатам реализации проекта потребовалось организовать новое структурное подразделение на фирме (такое встречается довольно часто) – отдел, сектор, группа – надо стремиться попасть на руководящую должность в нем (если ты прошел весь проект – кто, как не ты, знаешь все тонкости процесса?). Если не стал руководителем, то надо все равно попасть в новое подразделение, скорее всего в нем будет только 2-3 человека, если оно будет расти, то руководить новенькими будут старенькие. Возможно, в этом подразделении сразу обозначена должность заместителя руководителя – надо стремиться занять ее, если уж не получилось сразу стать главным.
5. Заняв минимальную руководящую должность, надо стремиться накопить опыт управления, особенно деловых взаимоотношений. После нахождения в такой позиции около года, можно искать позицию руководителя самостоятельного подразделения. Возможно, в родной фирме тебе ее не предложат, значит надо двигаться дальше. Ведь в резюме уже есть ключевые точки – а) опыт реализации проектов, б) опыт управления коллективом. Можно смело претендовать на должность руководителя отдела.
При хорошем раскладе такой путь можно пройти в течении 3-5 лет.
Я описал, так сказать, минимальный план достижения руководящей должности. Понятно, что дальнейшее развитие тоже необходимо, но его уже одной страницей не описать.
Есть ряд тонкостей, которые встретятся на карьерном пути и которые надо учитывать.
1. Со временем обнаруживается, что выполнять работу и рассказывать о том, что ты выполняешь работу, это, оказывается, разные вещи. Основная ошибка в строительстве карьеры это думать, что если ты будешь много и честно работать – то тебя обязательно повысят. Это не так! Тот, кто принимает решение, занят своими проблемами, а еще таких как ты у него несколько штук. Делать ему нечего – внимательно следить за тобой…
Это значит, о своих успехах надо вовремя рассказывать. Не тарахтеть все время, а вовремя (!) рассказывать. Например, раз в 3-6 месяцев подойти к начальнику и сообщить “За истекший период я сделал то-то и то-то, давайте подумаем, куда мне двигаться дальше. Я сам планирую вот это, а как вы думаете?” Такой подход будет рано или поздно отмечен, если, конечно, начальник правильный.
К сожалению, тут есть одна тонкость. Некоторые люди, порой осознают, что можно вообще ничего ни делать, а только рассказывать о своих достижениях. Это крайний вариант, но я знаю людей, которые занимаются только тем, что строят карьеру, при минимальной полезности для основного производственного процесса. Что самое обидное, порой такие люди получают повышение чаще, чем честные работяги. Именно по той причине, что о честной работе своевременно не рассказано.
Как я люблю повторять “Снайпером считают не того, кто метко стреляет, а того, кто все время кричит: Попал! Попал!”
2. Надо не бояться проявлять инициативу. Иногда в голове сидит ошибочное мнение, что руководитель гений и все лучше знает. Это не так, руководящие позиции порой занимают люди не компетентные в тематической области и твое квалифицированное предложение будет с радостью принято (возможно, чтобы потом выдать его за свое, но и тебя тоже запомнят). Если же руководитель адекватен, то твое замечание, возможно, не откроет ему глаза, но, если оно разумное, оно будет отмечено.
Надо не бояться выступать на совещаниях, если, конечно, есть что сказать по делу. Вообще, приобретение опыта публичного выступления – очень важно для будущего руководителя.
3. Надо приобрести опыт деловой и производственной переписки. А еще лучше, выработать в целом грамотный письменный стиль изложения своих мыслей. Сейчас я помогаю строить карьеру своей супруге, соответственно, периодически вижу официальные документы, которыми обмениваются внутри ее организации. Это просто ужас, на уровне обмена записками каких-то ПТУшников. Правильно и грамотно писать сообщения, запросы, а, тем более, нормативные документы (правила, инструкции, положения и т.д.) это очень ценное качество.
Соответственно, обратное – надо уметь внимательно читать чужие документы. Руководителю, скорее всего, придется регулярно просматривать серьезные документы, например, договора. Найти в них ошибки, лазейки и т.д. очень полезно. Поверьте, для этого не нужно юридическое образование. Способности к алгоритмизации, к построению предположений, что разовьется в будущем из данных начальных условий – ничуть не хуже.
4. Не стоит торопиться и переоценивать свои силы. Порой работа под руководством хорошего начальника или, скажем, менеджера проекта, приводит к ощущению, что это очень просто – руководить. Однако делать вывод “Я тоже так смогу” может быть ошибкой.
Как ни странно, участие в проблемном или провальном проекте может принести гораздо больше полезного опыта, чем участие в успешном. За одного битого двух небитых дают – помните такое выражение?